О воспитании детей

Домашнее учение ребёнка

Слушай, сыне, отца твоего наказание, да мудр будеши в последняя твоя
(Притч.19:20)

Обучение ребенка наглядное и катехизическое, т.е. с голоса, путем рассказов, начинается с того времени, когда у ребенка проявляется первое сознание. В это время, как и вообще в первые детские годы, наглядному обучению весьма способствует пытливость и любознательность ребенка, беспрестанное задавание им вопросов, желание узнать, что он видит, для чего виденное существует и т.п.

Катехизическое учение лучше всего вести по картинам, потому что дети чрезвычайно любят рассматривать картинки. Вспомните как охотно маленькая девочка, еще не умевшая говорить, рассматривала, под руководством матери, Видимый Мир знаменитого педагога славянина Коменскаго. Мать показывала ей картинки и называла изображаемое на них. Ежедневное рассматривание книжки Коменского привело к тому, что девочка на вопросы матери: где лошадь, где волк, где лев? безошибочно указывала требуемое, и таким образом по Видимому Миру малютка ознакомилась с миром животных. Девочку занимала книжка Видимого Мира, или, вернее, картинки книжки, и она сама указывала на нее матери, приглашая ее к уроку наглядного обучения.

Путем катехизическим дети могут ознакомиться с теми эпизодами священной истории, которые и для детского возраста представляют интерес, например, с историей Иосифа, и из истории отечественной. Эти рассказы, стихотворения и устная передача сказов и басен будут развивать детский ум, давать направление сердцу и воле ребенка.

Из русской истории должны быть передаваемы дитяти такие рассказы, которые затрагивали бы его сердце, которые могли бы вложить в душу ребенка зародыши любви к родине, к нашей родной свято-русской земле.

Если наука в высших своих областях является как бы интернациональною, космополитическою, то первоначальное обучение ребенка в семье должно наоборот носить исключительно-национальный, патриотический характер. Русская мать должна воспитать русского, а не космополита, пристрастного ко всему иноземному и все иноземное охотно перенимающего.

Само собою разумеется, что первые уроки, полагающие основание всей умственной жизни ребенка, никто не может вести с большим успехом, как любящая мать, так как эти уроки, как и все последующие детские уроки, должны быть ведены вполне воспитывающим образом, а первая естественная воспитательница ребенка — мать. Уже этот долг, налагаемый на женщину природою, указывает, что образование женщины должно быть поставлено на твердых началах, ибо только подготовленная образованием мать может быть полезною воспитательницею своего ребенка.

Поэтому для правильного воспитания детей низшего сословия, желательно увеличение числа народных школ, в которых будущие матери могли бы получать не только образование, но и воспитание: народная школа должна воспитывать нравственных и религиозных людей по началам православной Церкви и русской народности.

Желательно, чтобы народные школы сообщали девочкам такие познания, которые давали бы возможность прошедшей школу, сделавшись материю, вести правильно воспитание и первоначальное обучение своего ребенка. Для народных школ полезно было бы составить книгу для чтения из таких стихотворений и эпизодов из отечественной истории, которые могли бы служить к воспитанию патриотического чувства; в эту книгу должны войти и рассказы из священной истории, доступные детям.

Много полезного и поучительного может быть сообщено матерью-воспитательницею в этих наглядных и катехизических беседах. Много добрых семян может быть посеяно в чистой душе ребенка.

Развить врожденную ребенку пытливость, обратить ее на полезное и поучительное, изощрить его наблюдательность и внимание, которые так необходимы для последующего учения и для жизни, размягчить его сердце, укрепить и направить его волю, – вот задачи домашнего воспитания и обучения, задачи нелегкие, требующие со стороны матери полного внимания, полной сосредоточенности, всецелого посвящение себя своему ребенку. Мать должна помнить, что от нее, от ее воспитательной деятельности зависит все будущее ее ребенка. Если она это сознает, пойдут ли ей на ум какие бы ни было развлечения и удовольствия?

Любитель цветов и садовник, с любовию занимающийся своим делом, посадив хорошие цветочные семена и получив маленькие ростки, ухаживает за ними со всем вниманием, поливает их бережно, чтобы не залить, чтобы сильною струею воды не искривить нежные ростки. Потом пересаживает каждый росток отдельно и за каждым ухаживает тщательно, поливает сколько нужно, привязывает их к подпоркам, чтобы росток держался прямо, обрезывает сухие листки. И так изо дня в день со всею заботливостью лелеет растение. И как он радуетея его росту и цветению, с каким наслаждением вдыхает его аромат.

Если любитель цветов и садовник с такою неутомимою заботливостию ухаживают за цветочным растением и, доводя его до пышного цвета, с восторгом любуются им, то во сколько раз должны быть сильнее заботы матери, ухаживающей за своим дорогим ребенком, и какой восторг объемлет ее душу, когда она доведет свою радость и отраду до такого состояния, что может с сознанием достигнутого успеха любоваться не его телесною, увядаюшею красотою, но его внутреннею, прочною, неувядающею красотой. Но чтобы иметь такое наслаждение, матери предстоит много труда, много дум и забот; требуется всю себя отдать делу выращения, образования и воспитания своего дитяти.

Петр Дмитриевич Шестаков (1826-1889 гг.) «Мысли о воспитании в духе православия и народности».

Поделитесь с друзьями: