Богоявленский храм в Ярославле

В предыдущих статьях мы кратко описали все Никольские храмы древнего Ярославля, а также и те дома Божии, где есть приделы, освященные во имя этого угодника Божия. Но в граде семи Николаев великое множество храмов даже и поныне, спустя почти три четверти века лихолетья и безбожия. И посвящены они многим православным святым и праздникам. А построены они почти все на средства ктиторов из купечества. Было бы неправильно совсем не упомянуть хотя бы о некоторых из них.

Сегодняшний наш рассказ – о старинном храме, освященном в честь Богоявления. Сейчас по имени храма названа площадь, на которой он размещён. А когда-то храм дал название и целой свободе. Рядом с ним, на той же площади, располагалась когда-то Богородице-Рождественская женская обитель. Позднее она была преобразована в приходской храм, освященный, как и монастырь когда-то, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Богоявленскую площадь иногда тоже называли Богородице-Рождественской. Но в 1930 году храм закрыли и разрушили. Выстоял лишь Богоявленский. О нем сегодня и поговорим.

В деревянном виде храм существует ещё с начала 16 века (точная дата постройки неизвестна), а спустя столетие упоминается уже как центр слободы, давшей ей свое название. Каменный вид храм обретает в 80-90 годы 17 века, благодаря опять же ктитору из купечества – ярославцу гостиной сотни Алексею Зубчанинову, сыну Авраамову.

Богоявленский храм – один из первых каменных в Ярославле, по времени облачения в камень на шестьдесят лет уступающий Николо-Надеинскому – самому первому каменному в Ярославле. Сам же ктитор Алексей Авраамович был представителем замечательной купеческой династии, которая немало жертвовала на храмы и монастыри родного Ярославля. Торговали они юфтью – дорогой кожей особой выделки. Несколько членов семьи упомянуты в качестве благотворителей Спасо-Преображенской обители Ярославля, а ещё несколько – в качестве её насельников.

В 1686 году был освящен южный придел храма, во имя преподобного Димитрия Прилуцкого; в 1693 г. – центральный престол (его освятил сам митрополит Иосаф); в 1695 г. – северный придел – в воспоминание Страшного Суда.

Этот храм, по примеру московских церквей, был бесстолпным, а внутри, по примеру большинства ярославских – расписан фресками. Спустя ещё столетие, в конце 18 века, на средства прихожан был выстроен дом причта.

В храме хранился уникальный крест из трех древ-певга, кедра и кипариса. Его создали в 1709 году. Он заключен в широкую круглую раму, установлен на высоком подножии и хранит в себе множество мощевиков. Все детали Креста покрыты тончайшей резьбой, а ранее их украшали ещё листовое золото и серебро, ныне почти полностью утраченные. В круглых клеммах, расположенных по обеим сторонам Креста, размещались иконы, ныне также утраченные. Сейчас Крест является экспонатом Ярославского музея-заповедника.

Но за последние годы, после возвращения закрытого, но не разрушенного храма Церкви, в нем появились новые святыни. Одной из них является икона Пресвятой Богородицы Неупиваемая чаша – точный список с иконы, хранящейся в Серпуховском Высоцком монастыре. А золотые венцы Богородицы и Её Божественного Младенца сделаны из предметов, приложенных к иконе верующими в благодарность за исцеление.

Выстроенный из красного кирпича, украшенный снаружи изразцами, с высокими главами и большими окнами, Богоявленский храм, стоящий на соименной с ним площади, очень типичен для города Ярославля.

Кстати говоря, имена ктиторов этого храма не заканчиваются на торговых людях Зубчаниновых. В начале двадцатого столетия ярославский посадский человек Семён Степанович Завязошников на свои средства обустраивает в Богоявленском храме уникальный цокольный ряд иконостаса, называемый насыпным. Весь рисунок его сделан из окрашенного насыпного песка на столярном клею.

А в финале, по сложившейся традиции, обратимся к старинным свидетельствам об этом храме. Вот что пишут “О церквах Ярославля в 1781 году”: «В предместье городском, на берегу реки Которости, зовомый по именованию церкви. Церковь каменная одна, настоящая, холодная, во именованию Богоявления Господня с двумя приделами: первым тёплым по правую сторону во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, вторым по левую сторону во именование Страшного Христова суда; построена каменным строением тщанием и собственным иждивением гостиной сотни купцом Алексеем Авраамовичем Зубчаниновым в 1691 году, а кем освящена – известия нет. Внутри вся стенным письмом расписана. Пол в церкви белый каменный; покрыта церковь тесом, а главы по решетка железной белым листовым железом. Колокольня каменная при церкви над папертию, вышиною в 14 сажен; на ней колоколов четыре: первый в 20, вторый 12, третий 5, четвёртый 2 пуда. Ограда каменная с трех сторон: западной, северной и восточной на 73 саженях.
Довольствуются она церковь подаянием от прихожан; в церковь доходу на церковныя потребы от двадцати до двадцати пяти рублев в год.

Священноцерковнослужители довольствуются от прихожан добровольным подаянием, а других никаких доходов не имеют.

Приходских дворов 36; в них жителей мужеска пола 77, женска – 111. Обоего пола 188 душ».

А спустя столетие “Краткий путеводитель по церквам Ярославля 1887 года” повествует: «Церковь Богоявленская, храм каменный, по архитектуре и кирпичному цвету наружных стен и также по изразцам, занимающий видное место среди священных зданий Ярославля, построен в 1684 году. В церковной надписи, находящейся на левой стороне восточной стены алтаря настоящего храма, читаем: “строил сию церковь по обещания своему ярославец гостиной сотни Алексий Авраамов, сын Зубчанинов”
Храм сей холодный  во имя Богоявления Господня, с двумя приделами: 1-й в воспоминание  Страшного суда Христова и 2-й во имя преподобного Димитрия Прилуцкаго; последний обращен в теплую церковь. В числе утвари замечательны: на престольный крест,  устроенный в 1709 году из певга, кедра и кипариса, и обложенный серебром, с частью древа Креста Господня  и 32 частицами мощей древних святых. Глава Иоанна Крестителя резная».

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед, постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря, лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве, экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 19.05.2019 (последнее изменение: 25.05.2019)
Рубрики: Публикации