Исчезнувший Власьевский храм в Ярославле

“Россия, которую мы потеряли”… всем знакомо это изречение, за которым для каждого православного стоит неизбывная боль утраты Святой Руси во всем её неповторимом многообразии, во всем величии и славе. В страшной катастрофе 1917 года, порожденной оскудением веры в нашем Отечестве, сгинули не только миллионы людей, но и целый пласт богатейшей и древней культуры, существенной частью которой являлись красивейшие старинные храмы, что высились по всей Матушке-Руси, радуя глаз, укрепляя дух и призывая народ на молитву чарующим звоном своих колоколов.

Одним из многих тысяч храмов, не только поруганных, но и полностью уничтоженных богоборцами, был старинный ярославский храм, освященный во имя священномученика Власия, епископа Севастийского. Об этом прекрасном храме, вернее, соборе-мученике и его ктиторах – наш сегодняшний рассказ.

Издревле деревянный Власьевский храм украшал Ярославль. По преданию, это была одна из первых церквей древнего города, поставленная когда-то на месте бывшего языческого капища. Но в начале семнадцатого столетия, во время польско-литовского нашествия, Власьевский храм был полностью сожжен. Впрочем, его восстановление началось уже вскоре после изгнания интервентов. К середине века здесь возвышается величественный деревянный собор, с приделами Святой Живоначальной Троицы, преподобного Сергия, игумена Радонежского и чудотворца священномученика Власия, епископа Севастийского. Но страшный городской пожар 1658 года уничтожил и его.

После массовой гибели почти всех домов в Ярославле было решено строить по преимуществу из камня. На средства Ярославского купца Ивана Силантьева в конце 17 столетия был построен пятиглавый каменный холодный храм, освященный во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и имеющий приделы Сергиевский, как и в старом деревянном храме, и во имя мученика Феодора Стратилата. Позднее Феодоровский придел был упразднен. А в самом начале 18 столетия на средства другого Ярославского купца, Афанасия Черницына, был выстроен рядом тёплый каменный храм с отдельно стоящей колокольней, спустя столетие разобранный из-за угрозы обрушения.

Но уже в двадцатые годы 19 столетия в дело вступает уже упоминаемая нами ранее знаменитая династия купцов Оловянишниковых. Первостатейный ярославский купец Иван Порфирьевич Оловянишников даёт средства на строительство нового каменного собора, где освящены Власьевский и Сергиевский приделы, а также придел во имя Толгской иконы Божией Матери. Спустя несколько лет его сын Порфирий Иванович перестраивает колокольню, а также жертвует для неё тысячепудовый колокол производства собственного колокололитейного завода. Впоследствии его невестка Евпраксия Георгиевна, урожденная Горошкова, известная предпринимательница и благотворительница, расширит и упрочит колокололитейное семейное дело, а также и производство церковной утвари. Её сын Николай Иванович оставит книгу о литье колоколов, его истории и тонкостях производства. Он успел завершить свой замечательный труд до 1917 года, а в 1918 бесследно сгинул в страшном хаосе гражданской войны.

Но более столетия возвышается в древнем Ярославле храмовый ансамбль, адресом которого были сразу несколько улиц и целая площадь. Сейчас все они поменяли свои названия, а тогда именовались Власьевской, Срубной и Большой Даниловской. Площадь называлась Театральной.

В 1930 году собор был закрыт, а чуть позже и вовсе разобран. Сейчас на этом месте стоит гостиница “Ярославль”.

А чтобы грустная нотка все же не преобладала в нашем повествовании, обратимся по традиции к старинным свидетельствам о жизни храма и приведем их в нашей статье.

1781 год: “Приход Власьевский. В предместии городском, близ земляного вала, зовомый по приделу, находящемуся при тёплой церкви, также по воротам и по улице.

Церкви каменные две: первая настоящая холодная во именование Пресвятыя Живоначальныя Троицы, с двумя приделами во святом алтаре: 1-м по правую руку во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго, чудотворца, 2-м по левую сторону во имя святаго великомученика Феодора Стратилата. Построена каменным строением тщанием и иждивением Ярославского купца Ивана Силантьева в 1678 году, а кем освящена, известия нет. Внутри вся стенным письмом расписана, пол в церкви чугунный, покрыта вся церковь по железной решетке листовым железом под краскою, а пять глав белым железом.

Вторая церковь тёплая во именование Пресвятыя Богородицы Толгския, с одним приделом во святом алтаре во имя святаго священномученика Власия, построена каменным строением иждивением и старанием купца Афанасия Черницына в 1702 году, кем освящена неизвестно, внутри не расписана, только выбелена, пол кирпичный, покрыта тесом, а глава черепицей.

Колокольня каменная при холодной церкви, над папертию, вышиною в 13 сажен, на ней колоколов шесть первый 103, вторый 35, третий 27, четвёртый 13, пятый в 2 и шестой 1 пуд.

Ограда каменная с восточной и западной сторон на 61 саженях.

На светлой неделе в пятницу в празднование образу Пресвятыя Богородицы Живоноснаго источника, по званию приходских людей, бывает ежегодно из собора за литургиею крестное хождение с четвертою частию городских священноцерковнослужителей.

Довольствуется оная церковь подаянием от прихожан, доходу на церковныя потребы бывает от пятидесяти до семидесяти рублев в год.

Священно-церковнослужители довольствуются от прихожан подаянием; особливой руги, лавок, земель и других доходов нет.

Приходских дворов 126; в них жителей мужеска пола 228, женска – 296; обоего пола – 524 души”.

Что же касается упоминания Власьевского храма в “Путеводителе по церквам Ярославля за 1887 г.”, то здесь упоминаются и другие имена ктиторов – Соболевых и Шапулиных, а также говорится, что “из икон замечательнейшия: 1) Иверской Божией Матери в трапезе и на внешней стороне холодной церкви. 2) На стене Власьевской башни икона Господа Вседержителя, пред которою каждогодно 1 августа совершается молебное пение с водоосвящением. Время же написания этого образа неизвестно”.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 1.06.2019 (последнее изменение: 1.06.2019)
Рубрики: Публикации