Как стяжать состояние радости и благодать Духа Святаго (проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия на праздник преподобного Серафима Саровского)

Сегодня, братья и сестры, святая Церковь вспоминает подвиги одного из величайших угодников Божиих, который жил не очень давно по сравнению с другими преподобными отцами, преподобного Серафима Саровского чудотворца. Сегодня день его прославления. Это день, когда в 1903 году великий Император Николай II предложил и сам поучаствовал в канонизации и прославлении этого дивного угодника Божьего, преподобного Серафима, который известен не только в Сарове, не только по всей Руси, но и по всему миру. Нет, наверное, такого уголка в мире, где среди христиан не известно о подвигах и о великой благодати, которую стяжал преподобный Серафим Саровский. И храмы в честь него строятся до сих пор не только в России, но и далеко за ее пределами. Потому что никто так ясно, прямо и доступно не изъяснил нам, в чем заключается суть наших подвигов, нашей молитвы, нашей жизни, как преподобный Серафим Саровский, который сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».

Он учил всех приходящих к нему стяжать благодать Святаго Духа, и сказал, что в этом состоит вся мудрость богоугождения, чтобы посредством молитвы, поста, участия в богослужениях, посредством милостыни, соблюдения совести, исполнения заповедей Христовых, о которых мы читали в Евангелии за Божественной литургией, заповедей Нового Завета, в которых Господь сказал: блаженны нищие духом, потому что их есть Царство небесное, блаженны кроткие, потому что они наследуют землю, блаженны алчущие и жаждущие правды Христа, потому что они насытятся, блаженны милостивые, потому что они помилованны будут, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем, блаженны вы будете, когда будут напрасно вас изгонять, напрасно будут на вас клеветать, будут вас всячески ущемлять ради Моего имени. И вот последняя десятая заповедь Нового Завета: радуйтесь и веселитесь, потому что мзда ваша многа на небесах, – эта заповедь есть как бы печать исполнения заповедей Божиих и достижения благодати. Мы знаем из жизни преподобного Серафима, что он радовался и всех людей приходящих к нему называл радостью. Он радовался о каждом человеке, который приходил к нему, потому что в нем была эта величайшая радость о Христе Иисусе, эта великая благодать, которую он стяжал посредством подвига. В Евангелии есть такие слова: делаешь в тайне, а Господь воздаст тебе явно, то есть даст благодать, и за результат тайных подвигов человека Господь воздаст явным авторитетом, почетом, явным сиянием радости Христовой в человеке.

Если мы почитаем житие преподобного Серафима, то в начале до того момента, когда Матерь Божия явилась ему и повелела утешать людей, это последние 5 лет его жизни, до этого момента он трудился, уединялся, искал Бога, он терпел часто недовольство братии, потому что к нему приходили люди, а братиям это не нравилось, он терпел различные невзгоды подвижнической жизни в лесу, терпел от разбойников, терпел от бесов различные страхования – вся жизнь была наполнена терпением, трудом, смирением, подвигом. И в конце Господь за это терпение, за смирение, которое он стяжал в подвиге, дает ему величайшую благодать, которую имели только древние отцы, когда Церковь только начала свое служение. И он говорит в своих поучениях, что каждому доступна эта благодать, каждому человеку Господь дает возможность получить эту благодать. Но каждый ли человек хочет сегодня потрудиться так, как трудился преподобный Серафим ради Христа?

Есть ли у нас сегодня такое постоянство в подвиге, есть ли у нас сегодня понуждение себя на подвиг терпения, на подвиг послушания, понуждение себя вставать рано для того, чтобы идти на правило? Вот это у нас не всегда бывает. Мы не постоянны. У нас бывают порывы, когда кажется, мы все бы сделали ради Бога, и тут же через какие-то несколько минут мы можем поменяться и сделаться совсем другими людьми. Сейчас мы готовы служить Богу до смерти, но через несколько мгновений у нас уходит это желание: мы что-то увидели, мы чем-то соблазнились, мы где-то призадумались, поменяли свои мысли, и нам не хватает этой благодати, уходит от нас эта воодушевленная радость, уходит от нас эта сила, умиление, сила утешения Святаго Духа. И мы готовы падать в различные грехи, мы готовы оставить подвиг, мы думаем, как бы вернуться обратно к началу своей греховной жизни. Поэтому святитель Феофан Затворник говорит, что важно не то, чтобы человек сильно горел, прямо полыхал пламенем пред Богом, а важно, чтобы он спокойно, тихо, но постоянно свою лампаду перед Богом возжигал, чтобы она светилась светом благодати.

Очень важно постоянство в подвиге, поэтому святые отцы и преподобный Серафим учили, что нужно брать подвиг соразмерно своим силам, но чтобы этот подвиг был постоянным. Не так, что сегодня 1000 поклонов, а завтра нежелание вставать на правило – это не подвиг, это глупость. А сегодняшний наш день тем более говорит нам о том, что мы не способны перенести подвиги с пользой для души, потому что, по словам апостола Иоанна Богослова, в последние времена будут люди самолюбивы, горды, напыщены, родителям и начальству непокорны, непримиримы, недружелюбны. Сегодня мы ощущаем это состояние внутри и вокруг себя. Но от нас ведь зависит, какое будет состояние внутри нас и вокруг нас, и не место отличат человека, а человек отличает место. Преподобный Серафим пошел в монастырь, как и все другие желающие угодить Богу, но он так жил и так светил своими трудами, своим подвигом, своим старанием, что до сих пор считается одним из самых сильных, самых благодатных старцев нашей Церкви.

Так вот, братия и сестры, сегодня, вспоминая подвиг Серафима Саровского, в Дивеевской обители множество архиереев, множество священников, множество народа, тысячи, десятки тысяч, преклоняют колена и просят преподобного, убогого Серафима, как он себя называл, помочь, чтобы он умолил Бога, чтобы Господь дал силы и постоянную память о Боге, о богоугождении, желание служить Богу. Несмотря на эту молитву, несмотря на это празднование, несмотря на то, что мы очень любим и почитаем преподобного Серафима, мы часто забываем, что жизнь проходит, и мы не применяем усилия, чтобы достигнуть этой благодати. Мы иногда можем жаловаться, что у нас все не совсем так, как хотелось бы. Хотелось бы, чтобы было благодатно, красиво, чтобы все друг друга любили, чтобы все друг друга уважали, чтобы было утешение, чтобы все радовались. А кто мешает? Один человек, который начнет перед Богом ходить, начнет молиться, он уже вокруг себя (внутри сначала, а потом и вокруг себя) атмосферу создаст. А если таких человек будет два или три, то там и будет обитель Святаго духа. Это может быть и в миру, и в центре какого-то базара, если будут такие люди, они создадут обитель там, и будут и работать, и пребывать в Боге. Но если человек не будет ставить себе целью служить Богу, предстоять перед Богом в молитве, то он может быть и в центре хорошей обители, благоустроенной, где молитва с утра до вечера идет, а сам он будет как черная головешка, как говорил преподобный Серафим. Он говорил, что монах, который не творит постоянной молитвы, это не монах, а черная головешка.

Можем ли мы сегодня с вами себя немножко исследовать и сказать: да, мы монахи, мы предстоим пред Богом в молитве непрестанно? Но мы можем сказать: мы еще не стяжали молитву, но мы бьемся за стяжание этой молитвы, мы воюем со своими страстями этой молитвой, мы стремимся достигнуть этого состояния, и это стремление, это желание уже привлекает благодать Божию, которая будет помогать, и мы сможем достичь результата.

Поэтому, дорогие братия и сестры, сегодня нужно поставить цель перед собой, научиться молиться, потому что молитва есть царица добродетелей. И куда приходит молитва, туда приходит и свита этой царицы – все остальные добродетели: туда приходит мир, кротость, смирение, послушание, почитание старших, самоукорение, радость. И вот эта радость от молитвы, которая объединяет в себе добродетели, это и есть предвкушение райской радости, вечной радости в будущем блаженстве.

Если мы не постараемся сегодня достигнуть хоть начального такого состояния, то откуда оно возьмется у нас в вечности? Кто нам просто возьмет и даст? Этого не будет. Потому что в жизни земной человек все, что хочет, делает для себя и для других, он все, что хочет, для своей души приобретает. Он покупает. Как говорится в Евангелии, спасение есть купля, человек отдает труды, отдает терпение, отдает подвиги, смирение, понуждение себя, и получает за это благодать. Когда он научится стяжать эту благодать, не терять, умножать в себе, тогда он постепенно заходит в область благодати, в область радости вечной.

Дай Бог, чтобы все мы, молитвами преподобного Серафима и всех святых, смогли бы каждый день помнить, что нам предстоит войти в эту область благодати, и для этого надо очень много потрудиться, надо понуждать себя ежеминутно, ежечасно, ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно, каждую минуту своей жизни мы должны отдавать для того, чтобы стяжать благодать Святаго Духа. Если у нас будет такое желание, если будет просьба: Господи, помоги нам быть с тобой, помоги нам молиться, будь всегда с нами, – вот тогда Господь и будет. Потому что Бог не насилует волю человека, но к каждому, кто откроет дверь, как говорит Господь в Евангелии, Я войду и обитель у него сотворю, и буду вечерять с ним, буду общаться и питать эту душу духовной пищей благодати. Да будет это с каждым из нас! Дай Бог, чтобы мы милостью Божией, трудами, и стараниями достигли этого состояния радости, состояния благодати, которые Господь готов каждому из нас дать, и чтобы мы открыли для Него свои сердца. С праздником.

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 2.08.2019 (последнее изменение: 2.08.2019)
Рубрики: Проповеди