Награды, похвалы, порицания, ласки

По нашему мнению, награды не должны иметь места в системе домашнего воспитания, мы не в состоянии даже понять, какой такой особенный, исключительный, заслуживающий награды подвиг может сделать ребенок? Если он любит отца и мать и, покоряясь голосу любви, старается делать все, что приятно и угодно родителям, то за это с избытком награждает его любовь матери и отца, заботливо охраняющая его детские годы. Если он кроток, послушен, с готовностью исполняет приказаяие отца и советы матери, то это плоды той же детской любви, которая смотрит в глаза родителям, угадывает их желание и спешит исполнять их. Награждать какими-нибудь материальными наградами за эти проявления любви уместно ли? И чем награждают детей? Дорогими игрушками. Детям, как показывает опыт, такие игрушки доставляют лишь минутное удовольствие, а затем забываются, ломаются. И где награда?… В каком жалком виде! Награждают детей лакомствами. Это один из самых вредных способов наград: лакомства портят ребенку и зубы, и желудок, и даже отчасти нравственность, делая его лакомкой, сластеной. Награждать деньгами, как делают иные родители, самый вредный вид награды, воспитывающий в детях мысль, что за хороший поступок, в роде ли выучки наизусть данного стихотворения, усвоение евангельского рассказа, решение заданной задачи, непременно следует денежная награда.

Привыкнув в детстве ждать награды или платы за каждый исполненный долг, за каждое хорошее дело, он впоследствии не будет ли ждать платы за каждый свой шаг? Не воспитываются ли такими наградами люди, стремящиеся, в продолжение всей своей жизни, приобретать и приобретать? Не усилится ли этим способом воспитание и без того сильно развитая в настоящее время страсть к стяжанию во что бы то ни стало, страсть пагубная, замораживающая все теплые побуждения души?

Лучшая и единственная награда для детей — ласковый взгляд, доброе, ласковое слово родителей.

Следовательно, спросят нас, награда должна быть заменяема похвалою? Да, похвалою, одобрением. За хороший поступок, за добросовестное исполнение долга достаточно похвалить ребенка. Но следует хвалить за дело, за то, к чему приложен был труд ребенка, а не за то, что дано ему самою природою. Можно похвалить ребенка за хорошо усвоенный урок, за чистоту и опрятность; но не за способности, не за красоту. Осыпать ребенка похвалами за его таланты к живописи, к музыке, к математике, восхвалять его гениальность, представлять его другим, как замечательного поэта, хвалиться его стихами, рисунками, — по меньшей мере, неблагоразумно со стороны родителей. Такие похвалы с малолетства надмевают ребенка, заставляют его думать о себе высоко; и большею частию, если не всегда, из такого чуда ребенка выходит в конце концов самая жалкая посредственность, неизмеримо, до смешного, высоко о себе мечтающая…

Неуместно хвалить ребенка за его прирожденные способности, за то, в чем нет ни капли его труда, его заслуги; но еще непростительнее расхваливать красоту ребенка. А как многие родители и знакомые и даже незнакомые грешны в таком расхваливании… „Ах, какое прелестное дитя! Какой красавчик!» слышим мы нередко при появлении красивого ребенка. Эти похвалы чистый яд. Слышащий их часто ребенок невольно не раз засматривается в зеркало, любуясь собою, невольно прихорашивается, начинает особенно заботиться о прическе и платье, посматривает, глядит ли на него, прислушивается, говорят ли о нем; если видит, что шепчутся, воображает, что речь идет о нем, что его хвалят. Для мелкого себялюбия и тщеславия крепко западает в душу ребенка под громом похвал его красоте. Все его внимание обращено на наружность, о развитии душевных способностей мало заботы, и выйдет из ребенка-девочки тщеславная, красивая кукла, все мысли которой сосредоточены на вечерах, балах, театрах и нарядах, которая окажется дурною женою и матерью; из ребенка-мальчика красивый франт, пшютик, который изощряется в придумывании оригинальных разноцветных костюмов, чтобы рельефнее выставить в них свою красивую фигуру, который отличается пред «золотою молодежью», если он принадлежит к ней по рождению и средствам, красивыми женщинами, с которыми он показывается всюду.

Хвалить ребенка следует за дело, но умеренно, частая похвала теряет свою цену и обращается в захваливанье, которое всегда вредно.

Вредно захваливание, портящее и надмевающее ребенка; но не менее вредно и чрезмерное порицание и осуждение, лишающее ребенка всякой бодрости и энергии и доводящее его иногда не только до уныния и отчаяния, но даже и до идиотства. К сожалению, в больших семействах, где много детей, не редкость встретишь любимых и нелюбимых детей. Любимые дети представляются гостям и рекомендуются родителями, как умные, красивые, талантливые, даже гениальные. О нелюбимых или молчат, как бы игнорируя само их существование, или, что еще печальнее, прямо говорят о них: «это у нас глупое, несмысленное дитя, это у нас дурачек, идиот»…

Некоторые родители и любят своих детей, но, под влиянием мнения, что ласкать ребенка значит портить его, удерживаются от показания детям своей любви, надевая на себя в сношениях с ними маски строгости и суровости.

Ребенок видит, что родители ласковы и нежны друг с другом, ласковы к чужим детям, но к нему всегда холодны, хотя и доставляют все для него нужное, — никогда не прижмут его к своему сердцу, никогда не поцелуют, только и позволяют ему целовать свою руку. А между тем они хвалят его, дают ему хорошие подарки, награждают его за прилежание книгами и деньгами. Но для ребенка всего этого недостаточно, — холодом веет от всех тех похвал, подарков-наград. Сердце ребенка требует теплоты, ласки.

Для доброго, хорошего ребенка дороже всяких наград и похвал ласка родителей, которую он ценит, которую он помнит всю жизнь, когда эта ласка идет от чистого, любящего сердца. На такую родительскую ласку всегда готово откликнуться чуткое и отзывчивое сердце ребенка.

П.Д. Шестаков «Мысли о воспитании в духе православия и народности»

Поделитесь с друзьями: