Поучение в день Преображения Господня

Пресветлое днесь Церковь составляет торжество, радостные предлагает нам обетования, живописует прославление избранным Божиим предуготованное. Спаситель наш, чтоб подать сильнейшие о том уверения, преобразился на Фаворстей горе. На сие Церковь взирая, совозводит нас на высоту неба. Тайновидец Павел предшествует, поучая нас, чтоб мы со усердием текли к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе, иже «и явит в вецех грядущих презельное богатство благодати своея». Он, приводя нас к сей славе, уже не нарицает нас странствующими на сем жилищи: «Несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу». Он нам изъясняет и преимущество тоя славы, что Иисус Христос «преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его». Утверждает нас во уповании сем, отъемля всякое сумнение, что сие соделает силою Божественною по «действу, еже возмагати ему». Кто убо есть желаяй такового блаженства? Прииди, и вознесёмся мыслию нашей на высоту неба во град радости и славы Божия.

Сколь бы великие человек не имел рассуждения о будущей жизни, какие б ни изыскивал здесь другие и пленяющие его сокровища, но сие всё столь недовольно изобразить оное блаженство, сколь несовершенно блаженство жизни сея.

Павел, восхищенный до третьего небесе, видевший доброты онаго жилища, когда хотел нам их описать, ничего не находил здесь, чтоб могло сколько-нибудь изобразить его преимущество. Он называет сие премудростью, но сокровенною в тайне, и что словеса премудрости человеческие недовольны, чтоб могли описать оные доброты, яже «око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, сия уготова Бог любящим его». Ибо Царство Иисуса Христа не есть царство сего мира, но Царство Небесное, блаженство, удаленное от здешней суеты и перемен, слава бесконечная, жизнь бессмертная, благословенное отечество прародителей наших, вожделеннейшее пристанище упования нашего, единый только предмет любви нашей, последняя мзда веры, жилище доброт, о которых понятие даёт нам только Дух Божий. Хотя истинный христианин его и понимает, но не находит слов, чтоб мог его объяснить, однако мы будем его описывать столько, сколько нам открывает слово Божие, сколько описывают его мужи, предуставленные на сие блаженство и вкушающие в сей жизни начатки онаго.

Вообразим мы, как бы приближалася уже теперь та минута, в которую мы должны, оставив бедствие сего жилища, восходить на высоту неба, вступать во град Бога, в жилище святых, к славе, предуготованной нам Иисусом Христом. Вы, как только будете входить в сей град славы, вы там увидите ангелов, призывающих вас с радостью в сии обители, внидите в радость Господа вашего. Сей глас возбудит в вас новые понятия о величестве онаго блаженства.

Страна, в которую вы вступите, есть та, от которой на веки изгнана всякая тень болезни, печали и опасности. Вы не увидите там нощи, которая бы темнотой своей наводила на вас скуку, ни горячести, которая бы вам досаждала, ни стужи, которая бы заставляла вас от неё укрываться, ни недостатков, которые бы грозили вам нищетой. Зрение ваше наполнится красотами, слух приятностью, все чувства в полном и непорочном останутся удовольствии. Возсияет бренное тело наше и неприкосновенно ни болезни, ни смерти пребудет, увидите различные обители, но они не составят между вами несогласия, но едину токмо чистейшую любовь. Зависть и ненависть оттуда изгнаны, благодать Христа Спасителя нашего и слава воздействует во всех нас.

Душа пребудет в совершенном спокойствии, мы вселимся во граде мира. Мир человека с Богом, мир желания с рассудком, мир плоти с душой. Вы увидите оных блаженных, которых оплакивали иногда смерть. Вы увидите там своих друзей, которых непорочность жизни с вами соединяла. С какой любовью, с какой радостью они вас примут? «О, мой любезнейший супруг, – скажет оная вдова, – верность и непорочность нашего сожития привела нас в сие жилище, в котором блаженство небесное нас соединяет. О, дражайшие мои родители, – скажут их дети, – ваши святые наставления, ваш пример, который нас сохранил в добродетели и вере, привели нас в сей прекрасный град». Памятуете ли вы, как мы прежде разговаривали о сей вечности? Сии разговоры расположили нас, чтоб мы её достигли. Мы видим, что наши понятия были меньше, нежели тень в рассуждении сего блаженства, сей радости, сих утех, сей славы, каковая объемлет нас.

Наше сердце наполнится особливого благоговения, когда мы увидим оных великих апостолов, приведших нас к познанию истины Евангелия, оных великих святителей, утвердивших в ней, оных великих чудотворцев, вспомоществовавших нам в жизни нашей, оных великих мужей – Предтечу Иоанна, Петра и Павла, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, первомученика Стефана, чудотворцев Николая, Сергия и прочих, которых вы с благоговением почитали, прибегая в храмы, посвящённые им. Вы восхощете по обыкновению припасть к ногам их, но они остановят вас, они скажут, что уже вы не почитатели их, но сограждане, сожители святым и приснии Богу.

Но когда приступите к престолу величества Божия, когда увидите Спасителя вашего Иисуса Христа во всей славе, когда увидите Того, Который составляет блаженство всех святых, Который даёт и хранит всех бытие, Который неисповедимою своею любовью к человеку привёл вас своим спасительным смотрением в сию вечность, Который начнёт вас воодушевлять всем блаженством, к каковому только добродетели ваши вас изготовили. Увидите Его силу, благость и премудрость, вечность и любовь ко всем, узрите его, якоже есть. Какой язык может изрещи оная благая, каковая вы возчувствуете? Какой пламень любви разгорится в сердцах ваших? Каковые наслаждения наполнят вас?

Вы поклонитесь толикому величеству с благоговением, но с благоговением радостным. Тогда-то познаете, что все труды и подвиги ваши, каковые вы полагали для сохранения Его воли, все печали и напасти, каковые вы претерпели, чтоб не отступить от Него, недостойны славы, которой Он вас удостоит.

Вы, может быть, восхощете воздохнуть или прослезиться о тех делах, которые вы против Его воли иногда сделали, но не возможете. Ибо Бог, помня покаяние принесённое Ему, отъимет всякую слезу от очес ваших. Он скажет вам: «Раскаяние ваше изгладило из памяти Моей грехи ваши. Вы теперь приведены в такое место, где не слышится глас плача и глас вопля». Вы забудете все свои прежние печали, вы воспоете ему песнь сладчайшим гласом: «Возвеселихомся за дни, в няже смирили ны еси, и лета, в няже видехом злая». Вы повергнете венцы, которыми Он вас увенчает пред престолом Его, вы скажете: «Господи, Ты един достоин приятии славу и честь, и силу».

Описание сие славы небесной не возбуждает ли ваше сердце, чтоб жизнь ваша так была расположена, дабы достигнуть сего жилища и вкусить Его сладости? Но сие описание весьма слабо, чтоб изобразить точность онаго блаженства, «яже око не виде, ухо не слыша и на сердце человека не взыдоша, сия уготова Бог нам». Мы, которые ещё не достигли сих высот, подумаем уже о том, как нам сея славы достигнуть.

Первое: будем мы уверять свой дух истинною будущего мира. Есть ли мы посмотрим на состояние, в которое ввергают нас обстоятельства жизни сея, видим часто добродетель гониму, праведных Лазарей в гноищи, а беззаконника утопающего в изобилии. Сие не доказывает ли, что не то есть намерение Божие, чтобы нам такую жизнь иметь? Спаситель наш для того явил славу Свою в человечестве, чтоб уверить нас о великих и превосходных намерениях, для которых мы созданы. Мы, взирая на оные, не должны ли воздыхать со святым Павлом в жилище небесное облещися желающе? Да не смущает нас смерть, ибо «мертвенное сие облечется в бессмертие», да не ужасает тление, ибо тленный наш состав «облечется в нетление».

Второе: воздерживать свои чувства. Ибо сколько есть утех и забав в свете, которые, на подобие мрежи, отвлекают нас от вечности? Воздерживайте чувства ваши, чтоб вам не остаться в сетях сих, чтоб утехи поражающие чувства, не остановили вас в течении к горней славе. Чтоб воображения о вечности сильнее действовали в душе вашей, нежели оные, дабы непорочность вашей души и тела расположила вас к приятию онаго прославления. Ибо Христос прославил человечество непорочное, соблюдите и вы свою непорочность.

Третье: будьте в жизни вашей осторожны, вы может быть уже на пути добродетели. Но сие состояние не есть столь безопасно, чтоб вы не моли отпасть от сего течения. Входите в сердца ваша размышлениями как можно чаще. Не сделали ль вы какого беззакония, то покайтесь совершенно, или не располагается ли сердце ваше к какому пороку, предупредите сие осторожностью вашей. Вникните, не устрашает ли вас совесть ваша, когда вы воспоминаете о смерти, потщитесь, чтоб она влагала в вас уверения, что ею кончится суета и опасность, что вы по ней наполнитесь совершеннейшею радостью во обителях святых, что там узрите Бога лицем к лицу, на которого ныне взираете, яко в гадании. Потщитеся себя так расположить, чтоб ваши желания, ваши молитвы, ваши разговоры, ваши дела подавали уверения сердцу вашему, что вы граждане небесные, «сожители святым и приснии Богу».

Христе Спасителю наш, Ты, показав на земли учеником твоим славу, осияваеши оною их вечно, открый сию душе нашей в сем веке и соблюди нас неуклонно тещи к горнему жилищу, идеже непрестающее и совершенное блаженство. Аминь.

Поделитесь с друзьями: