Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

information_items_159615 сентября  в нашей обители престольный праздник:  мы чтим память покровителей монашествующих преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.  В нашем монастыре построен нижний храм, мы его так и называем «пещерный», как прообраз той пещеры, в которой поселился давным-давно преподобный Антоний…

«Они, действительно, по праву считаются отцами русского монашества, хотя монастыри на Руси существовали и до них. Но, как говорится, в «Повести временных лет»: «Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою бдением». Придя с Афонской горы в Киев, преподобный Антоний, обойдя все эти монастыри, не нашел подходящей обители и был вынужден ископать себе пещеру».  Так начиналась знаменитая Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 году.

Сохранилось  и жизнеописание основателя великой Лавры – преподобного Антония Печерского. В крещении его звали Антипа. Рожденный в  Любече Черниговской области, в ранней юности он оставил родительский дом  и по внушению свыше пришел на Афон в один из монастырей. Здесь Антипа был пострижен с именем Антоний. Угождая во всем Богу, он подвизался в добродетелях, удивляя всех покорностью и послушанием.  Через некоторое время настоятелю того монастыря было извещение от Бога – отпустить Антония на Русь, чтоб  насадил он иночество в этой христианской стране, недавно принявшей Крещение. Так, по старческому благословению, и дошел преподобный до Киева. Но не найдя там обители, которая была такой же по духу Афонской горы, он вырыл пещеру… Суров был подвиг Антония – строгого  аскета, молитвенника, духовного борца.

Однако, несмотря на строгость жизни, слава вскоре о преподобном  Антонии разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым – преподобный Феодосий, которому в то время было около 24 лет.

Замечательна жизнь этого избранника Божьего с самых первых лет его юности. Родился в Василеве, неподалеку от Киева, позже его родители переехали в Курск.  С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. При отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его. А однажды, когда узнала, что Феодосий тайно ушел с паломниками, которые направлялись в Иерусалим, нагнала его и сильно била, таскала за волосы, повалив на землю, пинала ногами. Затем, связав сына, как разбойника, повела его  домой. Опасаясь, что Феодосий опять сбежит, она надела на него оковы. Но ничто не могло выбить из него Богом данное стремление к подвигу, и  преподобный твердо стоял на этом  пути. Так и ходил он в оковах несколько дней. Потом, сжалившись над сыном, мать расковала его и умоляла больше не покидать ее. Феодосий обещал. Но получив свободу, он вернулся к своему подвижничеству: по-прежнему ходил в храм, одевался как нищий. Мать, снова уговаривала Феодосия бросить эти подвиги, била его. Но чужда была мирская жизнь Феодосию, не мог он носить эти одежды дорогие и вкушать блюда сытые… Как-то раз, придя в церковь, он  услышал евангельские слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня».  Он увидел в этих словах призыв Божий, побуждающий его к отречению от мира.

В один день, когда мать отлучилась из дома, преподобный снова сбежал из дома. По Божию усмотрению, направился вслед за обозом, который ехал в Киев, так как был наслышан Феодосий о тамошних монастырях,  за три недели –то из Курска до Киева и дошел. Но не приняли его в киевских обителях,  а Божий промысел направил его в Антониевы пещеры.

“Знай, честной отец, что Сам Бог, все предвидящий, привел меня к святости твоей и велит спасти меня, а потому я исполню все, что ты мне повелишь”,  – сказал Феодосий, когда Антоний стал убеждать его, что жизнь в пещерах очень трудная и унылая. Феодосий принял постриг и целые ночи проводил в непрестанных молитвах, много работал и с радостью нес все послушания. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Когда в пещере уже было собрано довольно братии преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничест­ву,  удалился в затвор на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе  (ныне: Ближние или Антониевы пещеры)

Преподобный Феодосий остался на прежнем месте. Скоро он был избран братией во игумена  как «самый послушный, смиренный и кроткий». По его благословению был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя. Этот устав перешел из Печерского монастыря во все прочие русские обители, а потому преподобный Феодосий называется “начальником общего жития монашеского в России” и Киево-Печерский монастырь – “старейшим из всех монастырей русских”.

«С тех пор определились на Руси два типа монашеской жизни по двум его образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый — это уединение в пещерах и затворах, подвиг особенно тяжелый и высокий. Второй — монашеское общежитие, которое воспитывает у братии такие необходимые для инока добродетели, как терпение, смиренность, послушание, братскую любовь, отречение от собственной воли и подчинение правилам монастырского устава».

Вскоре подземная обитель уже не стала вмещать многочисленную братию, и тогда появились первые наземные келии и началось строительство церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая послу­жила началом великой Лавры Печерской. Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий.

Став настоятелем, преподобный Феодосий не изменил своего обычного поведения. По-прежнему смирялся, словно был меньшим всех, помня слова Спасителя: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Наставляя братию в добродетелях, он сам показывал пример. «Преподобный Феодосий с величайшей заботливостью и любовью следил за духовным развитием всей братии и не упускал случая подать каждому приличное наставление. Когда он поучал, то говорил тихо, смиренно, как бы умоляя того, к кому обращался; когда обличал виновного, слезы текли из глаз его. Если кто из братии подвергался искушениям от злых духов, он призывал его, убеждал не ослабевать в борьбе, указывал на опыты подвижников и подкреплял искушаемого силой своей молитвы. Много чудес происходило по молитвам его».

Но тихий наставник мог быть неотступным и твердым, когда дело шло о борьбе за поруганную правду. Так, служение правде приводит святого в столкновение не только с судьями, но и с князьями, за которую он готов идти в изгнание и смерть.

Кроме аскетических подвигов, преподобный  Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Игумен Феодосий не только не изолировал своего монастыря от мира, но поставил его в самую тесную связь с мирским обществом. В этом состоял его завет русскому монашеству.

Явлением Неба на земле, свидетельством сострадательной «Божией» любви, радости Креста и Воскресения, образом истинной человечности – вот чем были подвижники Киева, Антониевы и Феодосиевы ученики, чей пример и теперь воодушевляет нас и не перестанет привлекать к иноческому подвигу творческие, смелые, благородные души, пока на земле не иссякнут любовь и благородство.

Кончина, о которой известила преподобного Антония Матерь Божия, последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. После кончины святого, Богу было угодно скрыть от людей его мощи. Те кто дерзал выкопать их были опаляемы огнем, который исходил из могилы. Его мощи по Божию смотрению, остаются сокрытыми.

Через год в 1074 г. последовала кончина преподобного Феодосия, который заранее предсказал время своей смерти. Его останки были погребены в пещере, где он уединялся во время поста. Уже через 17 лет мощи преподобного были обретены нетленными. А в 1108 г. Феодосий был причислен к лику святых. Ныне местонахождение святых мощей праведника неизвестно. Именем Божия угодника названы Дальние пещеры и источник Киево-Печерской Лавры.

Печерский монастырь мало-помалу сделался образцом для всех других монастырей и получил огромное влияние на религиозность русского народа вообще. Из него аскетическая настроенность распространялась и в обществе; благочестие понималось в тех именно формах, в каких проявлялось оно здесь. Монастырь играл заметную роль в развитии русской литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил “Повесть временных лет”- основной источник наших знаний о Киевской Руси.

Именно здесь, в Лавре, на киевских холмах, впервые в истории русской святости появились не один, не два или несколько, а целый собор — около ста двадцати! — чудотворцев и праведников.

«Лаврские пещеры, освященные молитвами преподобных, где почивают их святые и нетленные мощи, за тысячелетие посетило несметное количество паломников. В коридорах, келиях и храмах стоят гробницы с мощами святых, в нетлении которых можно убедиться собственными глазами. Их коснулась смерть, и, как и все смертные, они переступили порог вечности. Однако тела Божиих угодников за сотни лет не истлели, напротив, они благоухают и подают исцеление и помощь тем, кто с верой и искренней молитвой обращается к ним, они являются живыми, видимыми, а тому убедительными свидетельствами всемогущества и милости Божией. Нетлением святых мощей подтверждается истинность победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Здесь, возле мощей преподобных, сердцу каждого человека дарится надежда, что по завершению этой временной жизни наступит жизнь лучшая, будущее, которое может быть преисполнено неземной радости и покоя».

Молитвами преподобных и богоносных отцов наших Киево-Печерских пусть Милосердный Господь сподобит и каждого из нас достичь совершенства в меру своих сил и при Его всесильной помощи. Аминь.

Поделитесь с друзьями: