Преподобный Паисий Величковский

information_items_1681Широко известна по все России школа преподобного Сергия игумена Радонежского. Его  ученики: преподобный Савва, Андроник, Никита и многие, многие другие разошлись по нашему бескрайнему Отечеству, создавая новые и новые монастыри по образу Сергиевой обители.

    Однако кроме знаменитой Троицкой Лавры, Звенигородского, Киржачского, Боровского и прочих монастырей, принадлежащих школе преподобного Сергия, существует ряд иных, не менее значительных духоносных центров. Кто не слышал об Оптиной пустыни, прославившейся в XIX – начале XX веках старчеством? Многие знакомы также с Глинской пустынью, Санаксарской, знаменитые своими старцами. Чей же школе принадлежат эти монастыри?

Преподобный Паисий является возродителем школы старчества на Руси, которая разрослась и принесла благодатный плод. По словам историка Г.П. Федотова, «Паисий Величковский становится отцом русского старчества. Непосредственно связанные с ним Оптина пустынь и Свято-Успенская Саровская пустынь делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия».

    С детства этого великого светильника отличали кротость, молчаливость и удивительная благожелательность ко всем. Родился он на Украине, в большой семье священника, и был одиннадцатым ребенком. Мальчик рано начал читать Священное Писание и святых отцов. Древние подвижники, о которых Паисий узнавал из литературы, стали его героями. Поступив в 13 лет в Киевскую Академию, Паисий с радостью начал учиться. Но, в Академии ничего не говорилось о святых подвижниках и отцах Православной Церкви, о которых жаждал слышать молодой подвижник, а лишь обучались «языческой мудрости», как впоследствии сам Паисий определил преподаваемую в Академии науку.  Поэтому,  вскоре оставив учебу, будущий старец искал возможность осуществить свою давнюю мечту – начать истинную иноческую жизнь под руководством духовного старца…

    В то время духовная жизнь империи после правления Петра I находилась в глубоком кризисе: слишком боролся царь против монашества. В стране резко сократилось число монастырей. Многие из них были отданы под казармы и дома инвалидов. Иноческая жизнь, лишенная старческого руководства, совершенно оскудела даже в прославленных обителях.

    Но не унывал молодой подвижник. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, – эти евангельские слова можно отнести к преподобному Паисию Величковскому, который всю свою долгую жизнь, переходя из города в город, из обители в обитель, был в духовном поиске, умоляя Бога указать ему путь спасения.

    Начав свой монашеский путь в малороссийских обителях, где был пострижен в рясофор. Затем, в жажде духовного совершенства молодой инок направился в Молдавию, вскоре они направил свои стопы на саму Святую Гору, где надеется найти духовного наставника. Но радость от видения древних святынь Афона сменилась горьким разочарованием.  Разоряемые турецкими властями, афонские монастыри беднели, монахи расходились из своих обителей. Многое из богатой монашеской традиции было утеряно.

    Не найдя духовного наставника даже на Афоне, Паисий поселился в убогой келии, питаясь хлебом и водой. Случайно в монастырских библиотеках болгарских и сербских обителей старец Паисий нашел рукописи святоотеческих писаний. «Впитывая в себя опыт древних подвижников, Паисий постепенно превратился в мудрого наставника».

    Уже через несколько лет к нему стали приходить ученики и на Афоне образовался Ильинский  скит. Испытав многократные притеснения со стороны инославных, отец Паисий принял решение вернуться со своей братией в Молдавию. На новом месте старец написал устав, в котором мирно соседствует жизнь трудолюбивая и жизнь созерцательная. Так Паисий поставил последнюю точку в мучительном споре «стяжателей», которые считали наиважнейшей для монаха жизнь трудолюбивую и «нестяжателей», для них главная жизнь – созерцательная, то есть молитвенная. Этот спор привел в XVI веке к разгрому старчества. Отец Паисий сделал главный упор на внутреннем устроении души каждого инока. Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом.

Вот некоторые изречения старца Паисия: «Умно-сердечная молитва – для преуспевающих, для средних – пение, то есть обычные церковные песнопения, для новоначальных – послушание и труд». «Ближнего своего не осуждать, хотя бы собственными глазами видел его согрешающим, ни к кому не иметь ненависти и от всего сердца прощать обиды». «Во время работы на устах должно быть молчание, а в сердце тайная молитва. Удерживайте язык, чтобы он не говорил пустых слов. Кто бережет язык, оберегает душу от скорби. От языка – жизнь и смерть».

    Очень поучительная история, когда он еще был молодым послушником. Однажды онпроспал и опоздал на утреню. Он так каялся, что сквозь слезы еле мог повторять: «Как же я пойду к святым отцам, и с каким лицом я покажусь им после такого великого греха!»

    Последние 15 лет старец Паисий был настоятелем самого крупного Нямецкого монастыря в Молдавии, в котором  подвизалось 700 человек. В обители процветали ремесла, перепись и перевод книг и, без всякого сомнения, умно-сердечная молитва. Но преподобный не только управлял таким монастырем, а стремился довести его до идеала духовной жизни, что было очень непросто.

    Именно на Афоне преподобный положил начало своим переводческим трудам святоотеческих творений с греческого на славянский язык. Со временем он организовал настоящую переводческую школу, плодом работ которой явились в то время единственные переводы в России многих святых отцов и читались повсюду. Это сборник «Добротолюбие», ставшее настольной книгой не только русского монашества, но и мирян. Сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многое другое.

    Преподобный скончался в 1794 г, а уже в начале XIX его труды принесли плод сторицей. Святой перед смертью не назвал своего приемника, видя духовными очами, что их будет много и все они станут столпами веры и монашества, указующими путь всем хотящим жить по заповедям Христа.

    Для духовного возрождения России XVIII–XIX веков старец Паисий сделал не меньше, чем святой Сергий Радонежский для Московского Царства или Антоний Печерский для Киевской Руси. Преподобный Паисий Величковский не был реформатором Православной Церкви, он был восстановителем монашеской традиции. Главным делом его жизни стало возрождение в Православии школы старчества. «Житие и деяния старца Паисия сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни — Софрониевская, Глинская, а в особенности, Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX века, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия. Старцы оптинские — Моисей, Леонид, Макарий и Амвросий явились учениками того дела, которому так много послужил знаменитый старец Паисий».

    Преподобный Паисий канонизован за святую, подвижническую жизнь, как молитвенник, совершатель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства.

    В нашем монастыре строится часовня во имя преподобных Паисия Величковского и Максима Грека.

    Днем памяти преподобного Паисия считается день его кончины – 28 ноября.

 

    Мощи преподобного старца Паисия находятся:

    – в Ново-Нямецком монастыре (Молдавия).

    Частичка мощей старца Паисия находится:

    – в Успенском храме Николо-Сольбинского женского монастыря.

 

Молитва преподобному Паисию Величковскому

    О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие! Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим. Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси. Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.

    Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его. Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.
Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Поделитесь с друзьями: