Спасо-Пробоинский храм Ярославля

Этой статьёй мы завершаем цикл рассказов о древних ярославских храмах, их святынях и ктиторах. Все эти темы: храмосозидание, имена купцов – ктиторов, почитание святителя Николая на Ярославской земле и по всей России тесно переплетаются между собой и вкупе дают нам штрихи к портрету нашей многострадальной Отчизны, приоткрывая завесу над её непростой и столь древней историей. В дальнейшем будем касаться в нашей рубрике разных тем, а сегодня – рассказ о Спасо-Пробоинском храме города Ярославля.

Это ружный обыденный храм. Что это означает? Он никогда не имел собственного прихода и содержался за счет города и благотворителей. Казенное содержание бесприходских храмов и называется ругой. Уже с половины 19 столетия городские власти тщательно следили за назначением на должность старосты Спасо-Пробоинского храма. По правилам тех лет старостой православного храма в России мог стать мужчина не моложе 25 лет, известный своей верностью Христианской Церкви, никогда не состоявший под судом и следствием, а также под опекой за расточительство. Но Спасо-Пробоинскому храму нужен был на должности ктитора обеспеченный человек – у храма не было своего прихода. На протяжении ряда лет старостами здесь были именитые ярославские купцы: сначала отец (одно время городской голова) Иван Александрович Вахромеев, затем его сын – Александр Иванович. Оба старосты неоднократно поновляли внутреннее убранство храма, его ризницу, облачения священно и церковнослужителей, финансировали реставрационные работы. Александр Иванович собрал для Спасо-Пробоинского храма лучший в Ярославле церковный хор.

Обыденным же храм назывался благодаря тому, что построен был за один день. Предыстория его восходит опять же ко временам польско-литовского нашествия. Весной 1612 года в Ярославле на борьбу с вражьей силой стало собираться народное ополчение Минина и Пожарского. В это же время в городе разражается страшная эпидемия моровой язвы. Возникает угроза жизни не только города, но и собиравшегося в нем народного ополчения. Горожане получают архиерейское благословение на крестный ход вокруг всего Ярославля с самой почитаемой местной святыней – иконой Божией Матери Толгская. Но за несколько дней до намеченного Крестного хождения настоятель Успенского собора протопоп Илия видит во сне Образ Спаса Нерукотворного. Ему велено найти этот образ в старом деревянном храме Афанасия и Кирилла Александрийских. Отец Илия посещает этот храм, но найденный образ настолько стар и темен, что священник не разглядел даже лика и не принял сновидение как Вышнюю волю. Однако сон повторился, икона была взята из старого храма, отмыта и очищена. Был обретен чудотворный образ Спаса Нерукотворного, не раз впоследствии спасавший Ярославль. Именно с ним было совершено крестное хождение вокруг Ярославля, после чего моровая язва отступила, город и ополчение были спасены. Спустя несколько лет, когда Ярославскую землю постигла страшная засуха и над всеми нависла угроза голода, вновь было совершено крестное хождение с этим образом, а также всенародный молебен пророку Божию Илие, пошли дожди, а с ними пришло избавление. Тогда уже стоял в Ярославле деревянный храм в честь Спаса Нерукотворного образа. Чуть позднее рядом был основан и Афанасиевский мужской монастырь.

Дважды во второй половине 17 столетия городской пожар полностью уничтожал Спасо-Пробоинский храм, в ту пору ещё деревянный. Но оба раза на пепелище находили целым и невредимым икону с образом Спаса Нерукотворного.

В начале 18 столетия был отстроен новый каменный храм, к которому позднее была пристроена колокольня. На старинных гравюрах сохранились прекрасные виды этого храмового ансамбля. Ими, подобными ансамблями, всегда славился древний Ярославль. Одним из таких был Спасо-Пробоинский храм, стоящий рядом с Афанасиевским монастырем и Воскресенской церковью. Последняя, увы, не сохранилась. Но после десятилетий небытия вновь отстроены, открыты и действуют Афанасиевский монастырь и Спасо-Пробоинский храм. Вновь обретен и сам чудотворный образ, казалось, бесследно исчезнувший в середине тридцатых годов 20 века. В начале нашего столетия его обнаружили в запасниках местного музея. Господь поругаем не бывает!

А что же говорят нам старинные источники? Обратимся в финале к нашей традиционной подрубрике. “Церкви города Ярославля в 1781 г.: «Церковь Спасская ружная. Стоит в большом Земляном городе, близ торговых рядов, на Пробойной улице. Церковь одна каменная, во именование Всемилостиваго Спаса Нерукотвореннаго образа, холодная, с двумя приделами: 1) по правую сторону во святом алтаре во имя святаго апостола Андрея Первозваннаго; 2) по левую сторону в трапезе, тёплым во имя преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника. Первее воздвигнута была деревянная в случившуюся на люди моровую язву. В 1654 году, всеми Ярославскими гражданами, по обету в один день, отчего и доднесь зовётся “обыденская”. А потом оных же граждан радением построена каменным строением в 1705 году. А кем освящена, известия не отыскано; внутри вся стенным письмом расписана, кроме трапезы; полы в церкви кирпичные, покрыты как церковь, так и пять глав, по железной решетке, белым листовым железом.

Храмовый образ Всемилостиваго Спаса почитается со времен построения церкви за чудотворный, ибо по построении церкви престала на люди моровая язва.

Колокольня каменная над входом при церкви, вышиною в 13 трехаршинных сажен, на ней колоколов пять: первый в 17, вторый 4, третий 3, четвёртый 2 и пятый в 1 пуд. Между Спасскою и Воскресенскою церквами имеются каменныя святыя врата.

Довольствуется оная церковь подаянием граждан. В церковь доходу на церковныя потребы бывает от 60 до 70 рублев. С трех лавок вкладных сбирается доходу до сорока рублев в год. Священно и церковнослужители довольствуются доброхотным подаянием и даемую от граждан из магистрата ругою на всех по 25 р. в год. Прихожан при сей церкви нет.

В храмовый праздник 16 августа бывает из собора с священно и церковнослужителями всего города за литургиею крестное хождение».

А вот что рассказывает “Путеводитель по церквам Ярославля за 1887 год”: «Спасопробоинская, обыденная, ружная церковь. Каменная, двухэтажная, во имя Нерукотвореннаго Образа Спасителя, чудесно обретеннаго в 1612 году и избавившаго Ярославль от свирепствовавшаго мороваго поветрия. Построена усердием граждан в 1696 году, а совершенно окончена и освящена в 1705 году. При ней находятся два придела: а) с южной стороны, в алтаре, во имя святаго апостола Андрея Первозваннаго, б) в трапезе тёплый, во имя преподобнаго Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника».

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве, экскурсовод паломнической службы
общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 5.06.2019 (последнее изменение: 8.06.2019)
Рубрики: Публикации