Фрески у Николы-Надеена

image-6Тема почитания на Руси святителя Николая, епископа Мир Ликийских, Чудотворца уже неоднократно затрагивалась в нашей рубрике, посвящённой ярославским храмам, их истории, ктиторам, звонам и убранству. Мы говорили о почитании Николая Угодника на Переславской земле, о нашей Сольбе после становления её женской обителью, а также о первом приходском храме Ярославля, построенном в двадцатые годы 17-го столетия на средства купца по прозвищу Надея и освященном также во имя святителя Николая. Первый приходской храм Ярославля был далеко не единственным Никольским храмом этого города, который недаром называли градом семи Николаев. Но правильнее было бы назвать его градом двенадцати Николаев, ибо в семи храмах Ярославля в честь Николая Чудотворца были освящены главные престолы, а ещё в пяти – придельные.

На рубеже 18-19 столетий древний волжский город украшали храмы Николы Надеина, Николы Мокрого, Николы Пенского, Николы Бельского, Николы Рубленого, Николы в Меленках и Николы в Тропино. Кроме этого, Никольские приделы были в храмах Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках, Рождества Христова на Волге, Спаса на Городу, Флора и Лавра, что у Медвежьего оврага, а также иконы Божией Матери Донская, что в Донской свободе.

Пока мы говорили только о Николо-Надеинском храме, об остальных речь впереди. Наша тема – купеческое храмосозидание, касается практически всех ярославских церквей, так как в таком торгово-промышленном центре, как Ярославль, мало какие сферы жизни не были затронуты деятельным купецким участием. Неудивительно, что в купеческом городе сложился культ святителя Николая – не просто одного из самых почитаемых на Руси святых, но покровителя всех путешествующих. Как известно, в старину купцов именовали гостями и основу их деятельности составляли торговые экспедиции. О почитании же святителя можно судить по числу посвящённых ему храмов. Именно Никольские преобладают в старинном Ярославле.

Мы рассказали о храме Николы Надеина, его истории и храмоздателе. Затем рассказали отдельно о его когда-то знаменитых колоколах. Они погибли, но благодаря опять же купечеству до нас сквозь столетия дошли надписи на них. Духовно-культурное наследие, накопленное веками и оставленное нам историей этого отдельно взятого храма, поистине неисчерпаемо. И сегодня мы поговорим о старинных фресках храма Николы Надеина, ныне частично восстановленных и представлявших практически полный цикл жития святителя Николая.

Когда-то, при составлении первого полного свода житийных сказаний о святых, почитаемых Русской Православной Церковью, митрополит Макарий включил в Великие Четьи Минеи так называемое Метафрастово житие, то есть то, что было написано известным византийским агиографом Симеоном Метафрастом в 11-м столетии. Основанное на многих латинских и греческих источниках, Метафрастово житие святителя Николая было переведено на церковно-славянский язык в 14 веке в Болгарии, а в 15 веке получило распространение и на Руси. Именно это житие и дало сюжетную основу фресковой росписи храма Николы Надеина. Впервые в русской монументальной живописи было так полно представлено житие, деяния и чудеса Угодника Божия Николая. Всего около шестидесяти композиций.

image-5В верхнем ярусе основного объёма храма и в арочных проемах представлены прижизненные деяния и чудеса святителя, ниже – посмертные чудеса, до перенесения мощей в итальянский город Бари, а ещё ниже – чудеса, приближенные по времени к 17 столетию, времени постройки самого храма.

Композиции в арочных проемах южной стены храма представляют младенца Николая, уже тогда проявлявшего себя как Угодника Божиего и простоявшего три часа в купели при святом крещении.

В арочных проемах западной стены представлен отрок Николай, выбравший себе для учения лучшего из учителей и совершивший вскоре свое первое чудо-исцеление сухорукой жены.

На самой западной стене храма представлены композиции, показывающие святителя стойким ревнителем веры Христовой в эпоху гонений императора Диоклетиана: он укрепляет своих соузников в вере, осуждает арианскую ересь на Первом Никейском соборе, сокрушает языческих идолов в храме Артемиды.

Ещё одна группа росписей посвящена спасению на водах, другая – той помощи, которую святитель оказывал бедным и обездоленным. Здесь и чудо о трех девах, и чудо об обнищавшем монастыре, и чудо о гладе в стране Ликийской.

В цикле посмертных чудес святителя продолжена тема спасения на водах, а также представлена тема начала почитания Николая Угодника как святого. Вот он является старцу Феофану с повелением написать три лика: Спасителя, Богоматери и святителя Николая. Но приходит патриарх Афанасий и велит вынести икону Николы, как не достойного почитания. Но вскоре лодка патриарха тонет в бурном море и спасение приходит от святителя Николая. Уверовав в могущество святого, патриарх велит поместить его икону в храм Софии Константинопольской. Это “Чудо о трех иконах” помещалось прямо над главным входом в храм. Также был представлен и цикл об обращении в христианство язычников и иноверцев (“Чудо о сарацине”).

В заключение же необходимо сказать и о тех чудесах, которые логически завершают сюжетную линию росписей, повествуя о событиях, наиболее приближенных ко времени создания храма. Это “Чудо о пяти иконах в Ругодиве”. Ругодив – старинное название Нарвы, немецкого города, граничащего и почти непрестанно воюющего с русским Иван-городом. За попытку сожжения горожанами святых икон Нарва была подвергнута огню, а святые лики спасены Николаем Угодником. Эти пять икон: Богородицы Одигитрии, священномученика Власия, мучеников и бессребренников Косьмы и Дамиана, и лик самого Угодника Божия Николая, самого почитаемого в этом краю святого, которому и посвящён описанный нами в данной статье храм.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 24.02.2019 (последнее изменение: 24.02.2019)
Рубрики: Публикации