Проповеди

Искать горнего (Проповедь в день памяти св. апостола Андрея Первозванного)

Дорогие братия и сестры! Поздравляю вас с днем памяти великого апостола Андрея Первозванного. Сегодняшнее Евангелие повествует нам о том, как апостол Андрей, увидев идущего Христа и услышав от Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, учеником которого он состоял, что Проходящий есть Агнец Божий, оставил своего учителя и побежал вслед за Христом.

В Евангелии повествуется, что два ученика были рядом с Иоанном и оба последовали за Христом, имя второго не упоминается. Но говорится, что апостол Андрей после общения со Спасителем в восторге побежал к своему брату Симону и привел его. И Господь, увидев Симона, брата Андрея, сказал, что он назовется Петр, потому что тверд в своем произволении, как камень. Таким образом, мы видим, насколько была сильна вера апостола Андрея Первозванного.

Представьте себе: апостол Андрей был учеником Иоанна Предтечи, ходил за ним, слушал его, верил ему, и лишь одно слово учителя подвигло апостола Андрея всю жизнь служить Христу. Он не усомнился и до конца исповедовал Христа Сыном Божиим, а в конце своей жизни был распят на кресте.

Всю свою жизнь он отдал Спасителю Христу, отдал на проповедь Евангелия, для того чтобы привести ко Христу не только своего родного брата, апостола Петра, но многие народы, в том числе и наш русский народ. Мы знаем, что апостол Андрей Первозванный, по преданию, дошел со своей проповедью до гор Киевских и предрек, что на этих славных горах будут совершаться великие чудеса и этот народ будет обретен для Царствия Небесного, будет обращен ко Христу.

Есть предание, что он дошел даже до Валаама и Кавказа. Начало просвещения народов нынешней России было положено апостолом Андреем Первозванным. Поэтому для нас сегодня особый праздник.

Мы видим характер апостола Андрея, что он первый пришел ко Христу, привел своего брата и, несмотря ни на какие искушения, пребыл со Христом до конца, принес свою душу и тело в жертву всесожжения для спасения многих и многих людей, многих народов. И сегодня его молитвами наша великая Россия исповедует христианство.

Мы приходим в церковь, исповедуемся, причащаемся, славим Христа, насаждаем постепенно благодать в своих душах и, привлекая эту благодать, учимся сохранять ее, чтобы быть верными Христу до конца и обрести Христа Мессию не только здесь на земле, но и там, в Царствии Небесном.

Смысл и цель жизни каждого христианина не на земле, а на Небе. Поэтому нам, братья и сестры, несмотря на все искушения, на все немощи, на все падения и восстания наши, подобает всегда помнить, что все это мелко перед тем назначением, ради которого создал нас Господь, и не стоит задерживаться мыслью на этом всем.

Нужно всегда искать Горнего, всегда пытаться вырваться из этого низкого, мелкого состояния, из этих мыслей, разговоров, из всего того, что любит мир обсуждать. А мир очень часто любит смотреть, у кого чего есть больше, у кого что есть лучше и кто в какие грехи падает. Это самая интересная тема для людей мирских. А для людей, ищущих Горнего, это неинтересная тема, это такая тема, которую и затрагивать не нужно, потому что это все отвлекает, засоряет, загружает, пригвождает к земле и не дает возможности идти вверх и славословить Господа.

Поэтому вся наша жизнь, с одной стороны, очень проста, с другой стороны, очень сложна. И каждый человек может сделать свою жизнь простой, радостной, интересной, а может сделать ее скучной, тяжелой, невыносимой, сложной и сам может получить от этого страдания. А для того чтобы жизнь была радостной, легкой, простой и плодотворной, нам нужно как можно больше отвергать все, что нас отводит от Бога, от мыслей о Боге.

И вот когда человек начинает совершать этот труд, он начинает понимать и чувствовать состояние неотвлеченное, состояние, когда не хочется рассуждать о таких мелких вещах: кто что купил, кто что продал, у кого чего много, а как он приобрел, а почему так. Когда человек начинает от этого отстраняться, начинает читать Священное Писание, ищет, чтобы мысли были больше о Боге, чтобы пребывать больше с Богом, с Творцом, то он начинает видеть, что душа освобождается, начинает порхать, становится легкой, внимательной, проницательной. Он все начинает замечать и видеть толк во всем. Он понимает, как нужно поступать, что нужно делать не только во внешнем, но и во внутреннем. Такие люди постепенно начинают привыкать так жить, имеют вкус ко всему духовному и все, что отвлекает от Бога, удаляют от себя.

Вот это и есть цель нашей жизни, это есть цель апостольского служения святого Андрея Первозванного, всех апостолов – чтобы мы искали Спасителя, чтобы мы искали Его во всей своей жизни и, в первую очередь, в своих мыслях. Потому что мысль, согласно святителю Игнатию (Брянчанинову), есть руль, с помощью которого человек управляет своей жизнью. Если мысль у человека начинает развиваться в добре – человек идет к Богу, если мыслью он пошел ниже человеческого уровня – он идет от Бога.

Поэтому очень важно, братья и сестры, каждый раз напоминать себе, что вся проповедь Евангелия дана для того, чтобы мы своими мыслями были там, в Евангелии. А во все остальное можно немного вникать, но, как только начинаются рассуждения и осуждения, внимание к чужим грехам, к чужим состояниям и прочее, нужно как можно быстрее уйти, потому что остановка в таких мыслях есть падение.

В сегодняшний день мы, прославляя Бога, Его учеников, апостолов, стоя здесь в храме и прославляя их, идем путем спасения, то есть следуем за ними в Царство Небесное. А для того чтобы мы не запутались и не потеряли этот путь в Царство Небесное, мысли наши должны быть в Евангелии, мысли наши должны быть в молитвах.

Но поскольку мы люди и мы падаем, то, если вдруг останавливаемся на мелочах и на тех вещах, о которых я только что сказал, нужно, как только вспоминаем, быстро открывать Евангелие и читать, чтобы оторвать мысли от земного и от греховного.

Иногда земные мысли нам нужны по работе, это понятно, мы без этого не можем. Но когда идут мысли о том, что не дает пользы, а только тратит наше время и засоряет душу, от таких мыслей нужно уходить в Евангелие. Открыть Евангелие, прочитать главу, и сразу по-другому будет на душе.

Поздравляю вас сегодня с этим праздником, желаю себе и вам, чтобы мы, имея Евангелие, имея такую благодать в молитвах, имея храм Божий, келью, чтобы мы всегда отрезвляли свои души чтением Священного Писания, уединением в кельях и молитвой ко Господу и ко святым. Спаси Господи!

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Поделитесь с друзьями: