Иван Александрович Вахромеев

Вахромеев 1Продолжая нашу рубрику о храмоздателях Ярославского края, мы расскажем о замечательном человеке, который в своей деятельности на благо родной земли сочетал труды и ктитора, и мецената, и благотворителя. Речь идёт об Иване Александровиче Вахромееве, жившем и творившем благие дела в родном для себя Ярославле позапрошлого столетия.

По промыслу Божию, Иван Александрович много сделал для одного из красивейших и старейших храмов Ярославской земли, построенном также купцами ещё в семнадцатом столетии. И именно с семнадцатого столетия вела свою родословную славная семья ярославских купцов Вахромеевых. Фамилию свою Иван Александрович принципиально пишет через букву “о”, так как считает родоначальником династии ярославского торговца Варфоломея (Вахромея) Масленникова, жившего за два столетия до своего славного потомка, во времена строительства знаменитого храма.

Примечательно, что Иван Александрович представляет лишь второе поколение купечества. Его отец, Александр Вахромеев, начинал свою деятельность с лоточной торговли, будучи простым офеней, как тогда называли мальчишек, торгующих разным товаром с лотка. Так начиналась не одна торгово-промышленная империя, не один в будущем знаменитый русский купец трудился в ранней юности простым офеней. Достаточно вспомнить Ивана Григорьевича Григорьева, выходца из деревни близ Углича, ставшего затем московским купцом, благотворителем и ктитором, прославленным впоследствии как новомученик Ярославской епархии.

Вахромеев 3Александр Вахромеев, как и Николай Григорьев, очень упорен, трудолюбив, бережлив и скромен в быту, благодаря чему, с Божией помощью, записывается в купечество. Ивану Александровичу отец оставляет уже немалое состояние и несколько мукомольных предприятий. Сын приумножает отцовский капитал и к началу двадцатого столетия владеет уже свинцово-белильным и маслобойным заводами, имеет в Ярославле несколько магазинов, а также два парохода. Совместно с затем, купцом Титовым, владеет в Ростове Великом цикорной фабрикой, паточным и саговым (крахмальным) заводами. Но что толку в этом богатстве, если не идёт оно во благо? Зачем имение, если нет готовности раздать его? Это и делает Иван Александрович Вахромеев, один из крупнейших ярославских благотворителей.

Современники вспоминали, что никогда он не был очень богат, несмотря на крупное многоотрослевое производство и обширную торговлю. Он очень много жертвует на протяжении всей своей жизни, особенно на посту городского головы. Эту должность Иван Александрович занимает в течение 16-ти лет, впервые встав во главе родного Ярославля в 1881-м, когда ему исполняется тридцать два года. Благодаря Ивану Александровичу в городе появляется водопровод, телефонная связь, трамвай, а также электрическое освещение.

Тут невольно возникает сравнение с Москвой той эпохи, где в 80-90-е годы, вплоть до трагической и безвременной кончины должность городского головы исполняет Николай Александрович Алексеев, также купец (двоюродный брат Станиславского), не только много сделавший для своего родного города, но и оставлявший собственное жалованье на московские нужды.

Иван Александрович заботится о самых обездоленных, построив в Ярославле Ночлежный дом, а также не забывает и о культурном досуге земляков, открыв бесплатную библиотеку-читальню.
На собственные средства городской голова Вахромеев создаёт не только благотворительные общества, но и финансирует издание краеведческих работ по истории Ярославля, создаёт уникальную библиотеку древних рукописей и нумизматическую коллекцию, которые затем передаёт в дар городу. Тут вспоминаются знаменитые московские купцы Павел Михайлович Третьяков и Алексей Александрович Бахрушин, подарившие родным городам свои уникальные коллекции. А ярославца Ивана Александровича Вахромеева мы по праву можем назвать меценатом.

Впрочем, наш рассказ не был бы полным, если бы сказали хоть несколько слов о ктиторской деятельности городского головы Вахромеева. Именно на его средства осуществляется на рубеже столетий реставрация знаменитого старинного храма Пророка Божия Илии, на которую Иван Александрович тратит колоссальный сумму в 60 000 рублей серебром, и которая проводится на строго научной основе.

А как иначе, если этот старинный храм, построенный ярославскими купцами, торговцами пушниной Аникеем и Нифантеем Скрипиными, был по-своему уникален? Имея несколько пределов, сочетая в себе черты и ярославского, и московского зодчества, храм Илии Пророка славился своим прекрасным внутренним убранством. Эти красота и уникальность появлялись в богатейшей живописной росписи, покрывавшей весь храм изнутри и представлявшей сцены из жития Пророка Божия Илии и его ученика Елисея, а также другие библейские сюжеты.

Вдова Нифантея, Улита Макаровна, приглашала лучших мастеров для продолжения работ по росписи храма. А в начале двадцатого столетия мастеров для высокопрофессионального поновления росписей приглашал уже Иван Вахромеев. И это архитектурно-живописное чудо, хранимое своими святыми покровителя, смогло пережить безбожную эпоху и служит поныне жителям Ярославля.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 29.12.2018 (последнее изменение: 29.12.2018)
Рубрики: Публикации