Из писем о монашестве и монашеском постриге (старец Ефрем Аризонский)

Велика наша радость о том, что к нашему братству во Христе прилагается еще одна душа. Поэтому все мы, соединенные в любви Христовой как один человек, да последуем прекрасному Жениху Христу, неся свой крест с терпением, доколе не пошлет нам Иисус Ангела радости, который приведет каждую душу на прекраснейшую пажить, на вечный брак радости неизглаголанной!

О благословенная сестра, какой прекрасный выбор – уневеститься во веки веков Сыну Божию, Который любит Свою невесту безмерной любовью и сохраняет для нее неописуемый чертог на небесах, где она будет созерцать во веки веков Его сладчайший и возлюбленный лик, который, как некая духовная амброзия, будет напоять сладостью небесного блаженства уневестившуюся Ему душу! Но полно, останови же, смертный ум, свой бледный рассказ о благах, ожидающих каждую душу!

Когда святый Бог благоволит Вам принять ангельский образ, имейте в виду, что диавол будет досаждать Вам различными помыслами, поэтому Вы будете нуждаться в духовно опытном просвещении. Не стыдитесь чисто исповедовать свои помыслы. Не скрывайте ничего, и получите большую пользу.

Желаю тебе, дочь моя, чтобы благодать Господня оделила тебя теплой Его любовью, дабы вся возгорелась ты этой любовью и в радости шествовала по блаженному пути монашеской жизни. Путь этот ангельский, и кто пройдет его достойно, душа того становится невестой Христовой, сияющей паче Ангелов, ибо душа человека сотворена по образу и подобию Божию.

Да, дочь моя, никогда не променивай Небесного Жениха на плотского человека, Творца своего – на земное творение, небесное Божественное Естество – на естество человеческое. Величайшее счастье в жизни человека, когда душа его имеет женихом своим Сына Божия, Который сохранит ее ангельское девство на века и дарует ей вечную жизнь на небесах в Божественных селениях ангельского и небесного веселия!

О Господи мой Иисусе, услади меня Своей любовью и покажи душе верной невесты Твоей малый образ красоты Небесного Твоего Чертога, дабы она верно последовала Тебе до последнего своего издыхания, доколе не приведешь ее ко всей полноте истинного образа этой красоты! Аминь, буди, Иисусе мой…

***

Что может быть смиренней рясы монахини, покинувшей мир? Монахиня сидит вдали от радостей мира и оплакивает свои грехи, дабы найти подлинную радость души, которая происходит от мирной совести.

Весьма прекрасна и сладка монашеская жизнь. Но, к сожалению, иногда наши немощи и страсти представляют ее трудной.

Насколько достигает кто-либо познания Бога, настолько более прекрасной ощущает он монашескую жизнь, потому что чувствует и вкушает небесную благодать и Его сладкую любовь.

***

Богословие, истинное богословие, приобретается не в университетах, а только в презрении мира, вдали от шума и мирской суматохи, в месте безмолвном и спокойном, посредством определенного порядка молитвы и подвига, когда человек, очистив ум и освободившись от взыграний плоти, получит свет истинного богословия – ведение самого себя. «Если ты богослов, то ты хорошо молишься; если ты хорошо молишься, то ты богослов» (святой Нил Подвижник).

В безмолвии ум умиряется. Обнажившись же от земных помыслов, естественным образом обращается к себе самому, а от себя – к Богу посредством немногословной молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

Ничего нет слаще, если кто предпочтет поселиться в доме Божием паче, нежели жить в селениях грешного мира с его приманками плотоугодия, где ад находит себе богатую добычу.

Чадо, любовь к миру  это вражда против Бога. Если ты любишь Бога и желаешь трудиться Ему с полной отдачей и плодотворно, сойди со ступеней бездушных зданий мегаполиса и гряди в селения Господни, возлюбленные и желанные, где будешь учиться науке наук – искусству побеждать диавола, мир и саму себя. Вот наука – бороться за вечные награды!

***

Человеку, желающему стать монахом, враг спасения чинит множество препятствий, чтобы он не исполнил своего намерения. Диавол хочет оставить его в миру, дабы легче ввергать его в грех…

Характерные признаки призвания к монашеству – это когда человек видит в себе живое желание, ревность, любовь и даже как бы некую страсть к монашеству. Когда человек видит в себе сие, то уверяется, что это от Бога – стать ему монахом. И при этой уверенности он все же совершенно свободен выбрать сам либо одно, либо другое. И если он желает того по собственному произволению, без понуждения, пусть примет монашество, которое именуют девственным житием.

Такое призвание есть дар Божий, который человек должен стараться не утерять и не угасить, ибо если он упустит возможность, на два-три года оставшись в миру, то, без всякого сомнения, это желание угаснет и после уже не воспламенится ради такой высокой цели…

Конечно, когда Богу будет дано обещание, тогда монашество становится обязанностью. Как говорят великие отцы Церкви, давший обет уже непременно должен стать монахом. Прежде чем давать обещание, необходимо хорошо подумать, ибо откладывание исполнения обета не будет иметь хороших последствий, поскольку почитается презрением к Богу, Которому дан этот обет.

Девственное житие высоко, потому что человек оставляет всего себя, чтобы не иметь препятствий в угождении Богу. И так со временем он, принимая образ божественного служения, становится святым душой и телом, возрождается, делается новым человеком, посвятившим себя Христу, имеющим отличительные черты жизни по Христу, наподобие того как дети имеют характерные черты своих родителей, свидетельствующие о их законном рождении…

Вначале жизнь по Христу исполнена множества трудов и различных искушений. Но со временем они уменьшаются и приходит духовное утешение. И при посещении благодати Божией человек пребывает в духовной радости и сладости.

Господь сказал, что спасемся мы многими скорбями, и душа наша должна утвердиться в терпении, ибо претерпевший до конца обретет спасение…

Терния и волчцы произрастит тебе земля, – говорит Писание. Итак, терния и волчцы, то есть страсти и дурные привычки, будут произрастать на земле сердца. Многим трудом, пОтом и слезами выкорчевываются тернистые корни страстей и дурных навыков, дабы очистилась земля сердца, где будет посеяно семя – слово Божие.

«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Согласно святым отцам, молитва – это семя, засеваемое в сердце новоначального со многим трудом и подвигом, которое должно прорасти и возрасти, дабы его собрали и выпекли из него хлеб, хлеб жизни. Это означает, что новоначальный будет пожинать плоды от посеянного зерна, то есть вкушать сладость молитвы, любовь Христову. Это – вода живая, напояющая, орошающая сердце, чтобы произрастило оно цветы, чего я, нерадивый, лишаюсь.

Ты встретишь, много препятствий на своем пути, но не теряй мужества. Избегай всего, что служит тебе помехой на пути Божием. Пресеки всякую дружбу с мирскими людьми. Не бойся: когда Бог с нами, никто против нас.

***

Молюсь, дабы Бог управил тебя во всем. Убегающий из мира в монашество приносит с собой и добродетели, и страсти. И в монашестве он призван добродетели умножить, а страсти искоренить. В искоренении страстей он встречает трудности, соразмерные грубости или обилию страстей. И необходимо соответствующее им же самоотвержение для достижения цели – освобождения от бесчестных греховных страстей.

Оперируемый никогда не радуется, скорее, испытывает боль. Но он любомудрствует о том, что благодаря операции и боли получит исцеление.

На монашеском пути будут встречаться и сладость благодати, и горечь страстей. Когда день – когда ночь; когда лето, а когда – зима. Так устроил Божественный Промысл для поддержания тела и спасения души.

 ***

Благодать во время пострижения в ангельский образ одних посещает в изобилии, других – немного. Однако не это определяет будущую духовную жизнь монаха.

Иные совсем не почувствовали благодати ангельского образа, однако впоследствии преуспели много. А с другими случилось обратное. Поэтому целью монаха является чистота сердца, от которой – совершенная любовь.

Пусть это занимает нас, и будем следить за тем, имеем ли мы терпение, мужество во бранях с диаволом, чистую любовь, язык, не оскверненный осуждением, оговорами и тому подобным.

Две радости у монаха: первая – когда он становится монахом, и вторая – когда приближается к смерти. И чем еще является жизнь монаха, если не одним сплошным мученичеством? Потому и смерть – это радость, ибо он помышляет о том, что избавится от муки и брани искусителя.

Исцели себя сейчас, когда ты молод и молоды страсти, чтобы в старости обрести покой, ибо добрая жизнь принесет и добрую старость, и добрую кончину.

***

Воздержание, пост, бдение, отречение от мирского и тому подобное – это средства, чадо мое, для достижения чистоты сердца. А главным из отличительных признаков ее является любовь.

Цель наша, стало быть, заключается в очищении сердца. Без чистоты Бог не может быть видим, не является. Итак, как мы можем увидеть Его, если не достигли своей цели, даже не приблизились к ней, если не имеем чистого сердца? Апостол Павел говорит: любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. По этим признакам, которые превозносит и возглашает громогласно апостол Павел, можно определить, насколько человек преуспел в чистоте.

Земледелец начинает с того, что расчищает поле. Он освобождает его от камней и сорняков, вспахивает, засевает, ожидает от Бога дождя, солнца, ветров с единственной целью – пожать хлеб и вкусить плоды своих трудов.

Моряк, купец в дальних странствиях подвергаются всевозможным опасностям ради одной цели – приумножить свое богатство и от этого получают удовольствие.

Монах оставляет родителей, братьев и сестер, сродников, лишается отдыха, совершает бдения, молится, подчиняется братии, сражается с помыслами и делает многое другое – для чего? Чтобы достичь чистоты сердца, чтобы увидеть Бога! Если не очистится, то не узрит Бога.

Что есть Бог? Бог есть любовь. Стало быть, тот, в ком недостает подлинной любви, любви неподдельной, духовной, не может познать Божественное.

***

Прошу вашу любовь, следите за собой и не забывайте о цели, ради которой вы вышли из мира и ради которой должны сражаться, дабы достичь ее, ибо что пользы, если мы достигнем чего-либо мирского и повредим своей бессмертной душе, равной которой в цене нет ничего?

Поскольку мы монахи, нашей целью является восхождение ввысь и житие на небесах. О горнем да помышляем в равноангельской чистоте, и не подобает нам отступать перед каждым недолжным помыслом, оставляя всесильное оружие молитвы.

Тело монаха – храм Божий. Мы должны этот святой храм украшать всяческой чистотой, чтобы он стал приятен Богу. Человек, оскверняющий сей храм, огорчает Господа. Следите за чистотой.

***

Благословенные мои чада, помыслите о даре, подаваемом вам Господом – стать невестами Его Сына. Сего ради с безмерным смирением приступите к духовному посвящению себя сладчайшему Иисусу и с искренней любовью к Нему дайте Ему святой обет, что до смерти пребудете верными Его любви.

Я желаю, чтобы вы, подобно свече, таяли в служении Иисусу и чтобы дела ваши благоухали, подобно приятному фимиаму, дабы Господь обонял воню благоухания духовного.

Этот обет, будучи святым, приведет в ярость завистливого демона и побудит его к войне с вами. Но вы не робейте, потому что Заступником вашим будет возлюбленный Иисус. Дерзайте и не бойтесь: Господь рукою невидимою сокрушит невидимых врагов.

Имейте железную веру и совершенное послушание Богу и начальствующим, и помощь Божия и их молитвы чудесным образом покроют вас.

Из книги архимандрита Ефрема Филофейского «Отеческие советы»

Поделитесь с друзьями: