О воспитании детей

Как должно воспитывать

Воспитывать – не значит только пробуждать в дитяти дремлющие способности и произвольно давать им то или другое направление; но значит выводить воспитанника из состояния повреждения и доводить его до того, чтобы он сам собою мог достигать своего истинного назначения, временного и вечного. Как член гражданского общества, он должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его; а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды.

Кто думает, что невозможно воспитывать детей вместе для отечества земного и небесного, тот показывает в себе совершенное незнание дела. Сам Бог дал нам эту землю как приготовительное училище, как место испытания и Ему угодно, чтобы каждый в своем звании, сколько может, содействовал ко благу целого. Для этого каждому Он дал известные таланты и от каждого некогда потребует отчета в употреблении сих талантов (Мф. 23:5, след.). Потому главного и последнего нашего назначения мы можем достигнуть только верным исполнением повседневных наших обязанностей в настоящей жизни по мере дарованных нам сил: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6:7).

Так, воспитание для земли и воспитание для неба нераздельны между собою. Только тогда встретилось бы противоречие, когда под воспитанием для общества стали бы мы разуметь воспитание для одних земных целей, как будто земное благосостояние составляет последнюю цель человека и после этой жизни не должно ему ничего ни надеяться, ни бояться. К сожалению, такой взгляд не редок, – и горе дитяти, которое таким образом удаляют от его истинного назначения.

Итак, чтобы воспитание соответствовало своей цели и возрастающих детей приводило в состояние достигать главного своего назначения, оно необходимо должно совершаться в духе христианского благочестия. Этого мало, если воспитание сообщает воспитаннику только познание учения христианского; оно должно быть всецело проникнуто животворным дыханием Божественного учения. Мы вводим детей в гибельные заблуждения, если не приводим их ко Христу, их и нашему Спасителю.

Воспитание без духа благочестия никогда не будет в полной мере споспешествовать и земному благосостоянию. Без истинного благочестия нет ни истинной любви к себе и ближним, ни постоянной верности властям и отечеству, ни истинного стремления к общей пользе. Только христианское благочестие соединяет нас как с Богом, так и к нашими братиями и плоды его: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:33). Напротив, чем менее оно имеет влиянии на человека, тем разрушительнее становятся дела плоти, в том же месте исчисляемые Апостолом (ср. Иак. 4:1, след.). И кто не знает, что чрез это разрушается благополучие человека не только вечное, но и временное?

Архиепископ Евсевий (Орлинский) «О воспитании детей в духе христианского благочестия»

Архиепископ Евсевий (Орлинский), 1806–1883 гг.

Занимал последовательно Винницкую, Самарскую, Иркутскую и Могилёвскую кафедры. Был ректором Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Член Святейшего Синода. Богослов, духовный писатель, публицист, миссионер, благотворитель.  

Поделитесь с друзьями: