Как проходить время поста

IMG_9660– Отец Михаил, как по православной традиции человек должен строить свой день во время поста?

– Специально это не прописано, так как Пра­вославие оставляет много места для индиви­дуальности каждого человека. Пост – это как бы определенный экзамен для христианина, который может сделать шаг вперед, а может и назад. Если посмотреть, сколько дней в го­ду в Православии являются постными: Ве­ликий пост, Рождественский пост, Успенский пост, Петровский пост, посты в среду и пят­ницу, некоторые другие постные дни, – то по­лучается около двухсот постных дней в году.

К посту нужно готовиться. И к Великому посту Церковь учредила специальные приготовитель­ные недели; в течение последней из них право­славные отказываются от мясной пищи. Чтобы правильно войти в пост нужно исповедаться, обдумать свое духовное состояние. В своей свя­щеннической практике я выделял специаль­ные дни до поста, чтобы мы с людьми могли спокойно поговорить об их жизни, о грехах, и они уже более осознанно подходили бы к испо­веди и причастию.

Пост – это свободное состояние человека, осознанно входящего в эти дни. А если, как это иногда бывает, 28-го начинается пост, а 27-го «нужно» до полуночи объедаться мясом – это одновременно и смешное и печальное понима­ние того, что такое пост.

Получается, что человек не испыты­вает внутренней потребности, чтобы себя в это состояние погрузить?

Чтобы ее испытывать, нужно очистить се­бя в достаточной мере; на начальной стадии можно соблюдать пост и как элемент церков­ной дисциплины, просто доверяя Церкви, что это нужно и полезно. Надо соблюдать баланс между телом и душой. Те люди, о которых я говорил, что они просто «на дыбы встают» от мысли о посте – это ведь поврежденная гре­хом плоть начинает бесноваться.

В дни поста бывает много искушений – ссор, обид и так далее; это вызвано не только изменением те­лесного состояния людей, но и воздействием на них демонических сил. Один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и апологетов Тертуллиан написал трактат «О по­сте». Он очень интересно сказал: «Ты сделал из своего брюха бога, из легких – храм, из желуд­ка – алтарь. Твой жрец – повар, твой святой дух – пар от кушаний; твои духовные дары – приправы; твое пророчество – икание после об­жорства! Если говорить правду, то ты – ветхий человек, потому что так много ты занят едою». Христианство учит, что тело человека – это храм, который должен быть чист, чтобы в нем мог жить Бог.

Когда пост заканчивается не нужно спе­шить, чтобы, как только он закончился, срочно объедаться непостной едой; это сводит на нет все усилия, предпринятые человеком в дни по­ста. У человека душа должна властвовать над телом; на практике у многих людей именно падшая плоть властвует над душой. Вырабаты­вается очень мощный гормональный фон, при­водящий к возникновению разных плотских мыслей, далеких от Бога, от единения с Бо­гом. Лично я не люблю «разговляться», то есть состояние поста для меня более комфортно во всех отношениях.

Поститься нужно и перед значимыми духов­ными событиями в жизни; если собрался кре­ститься взрослый человек, если пара готовится к венчанию. А у нас, к сожалению, с точностью наоборот: девичники в сауне, мальчишники в сауне – по существу бесовские действия. Это неправильно, нечисто, плохо.

Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»

Поделитесь с друзьями: