Как сохранить благодать

IMG_2033Отец Михаил, как хранить благодать? Иногда после исповеди и причастия так хорошо, но часа через два все «улетучивается». Хотелось бы услы­шать именно Ваш совет, без отсылки к книгам.

Вопрос очень большой. Нужно понять, что такое благодать. Впервые я столкнулся с этим понятием, когда узнал слова преподобного Се­рафима Саровского о том, что смысл жизни человека в стяжании даров Святого Духа. Ве­ликие мудрецы, философы искали ответ на во­прос о смысле человеческого существования; как человек, в свое время окончивший фило­софский факультет Московского государствен­ного университета, я хорошо знаком с разными философскими ответами на этот вопрос, но не один не мог меня удовлетворить. И вот слова преподобного Серафима дали мне ответ.

Для чего дастся благодать человеку? Для то­го, чтобы он душевно и духовно окреп. Чело­век, который очищается от греха, наполняет себя вместо него благодатью, уже в дни земной жизни живет как на Небе. О преподобном Се­рафиме предание говорит, что Сама Пресвятая Богородица о нем сказала: «Он рода Нашего». Поэтому он не только беспрепятственно прошел воздушные мытарства при переходе в вечность, но и уже в дни его земной жизни, с внешней стороны исполненной скорбей и испытаний, в сердце его жила пасхальная радость. Каждо­го приходящего к нему преподобный Серафим встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

Воздушные мытарства – испытание разлу­чившейся от тела души демонами. Чтобы ска­зать о них, необходимо обращение к тому, что писали об этом святые. Святитель Феофан За­творник: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Святитель Иоанн Златоуст: «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощни­ки, многие добрые дела, великое заступление от Ангелов при шествии чрез воздушное про­странство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощ­ники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей – миродержителей это­го воздуха, называемых и гонителями, и мы­тарями, и сборщиками податей!». Святитель Кирилл Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и Силы Небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возму­тится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята Святыми Ан­гелами и иод кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встре­тит различные мытарства (как бы некие заста­вы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мы­тарств потребуется отчет в особенных грехах». Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Навел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы».

Пройти мытарства – без благодати Божией – невозможно. Сейчас, в эпоху развития инфор­мационных технологий, уже не кажется чем-то невероятным описание того, как на мытарствах бесы представляют душе все совершенные ей грехи. Древние образы Ангела и демона, запи­сывающих все добрые и злые дела человека, в девятнадцатом веке казавшиеся «просвещен­ному» человеку чем-то невероятным, сейчас не покажутся такими никому, кто имеет представ­ление хотя бы о видеорегистраторе. Более того, многие люди сейчас добровольно снимают на видео свои грехи и выкладывают их в интернет на всеобщее обозрение, то есть они добровольно помогают демонам свидетельствовать против них и всех тех людей, которых они вовлекают в свои грехи. Все наши грехи зафиксированы, но те, в которых мы искренне раскаиваемся на Таинстве Исповеди, стираются благодатью Бо­жией. Поэтому так и важно участие в церков­ных Таинствах.

Многие люди отмечают, что имеют такую ра­дость после исповеди, причастия, иногда про­сто после того как зашли в церковь помолиться за кот-то, поставить свечи. Это действительно хорошо, нужно продлевать это состояние. У мно­гих людей есть двойственность: в Церкви они одни, открытые для благодатного воздействия Господа, но стоит закрыть за собой церковную дверь, как начинается жизнь по другим зако­нам – законам падшего мира… В таком слу­чае ходить в Церковь вообще не имеет смысла? Часто говорю людям: «Попробуйте, хотя бы в качестве эксперимента, выйдя из храма, хра­нить свой ум в состоянии благодатной чистоты. Сколько у вас получится – пять, десять минут, час?» Основная масса людей мне потом сказа­ли, что и минуты не будет. Сатане не нравится это состояние. Поэтому на человека тут же на­валивается масса, казалось бы, «нейтральных» мыслей: туда сбегать, то купить, то принести. И эта суетность бытовая не оставляет места для благодати. Этим святые и отличаются – они всю жизнь боролись, чтобы второстепенное не отвлекало их от главного – Того, Кому они по­святили свою жизнь. Это огромный труд, и Сам Христос Спаситель сказал, что Царство Небес­ное достигается через усилия. Но плоды этого труда очень велики уже и в дни земной жизни. Изменяется качество молитв, их чтение уже не кажется человеку чем-то нудным и скучным, а наполняет душу радостью. Раскрываются но­вые глубины при чтении Евангелия.

И все-таки: именно Ваш опыт – как сохранить благодать?

Нужно себя принуждать, заставлять не от­влекаться на то, что в обилии предлагают мир, падшая плоть и силы тьмы. Не оставлять молитвы, благодарить Господа за то, что мы имеем возможность причащаться Его Святых Тайн. Но молитва не должна быть формальной или механической, она должна быть нашим ис­кренним обращением к Богу.

Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 16.11.2018 (последнее изменение: 16.11.2018)
Рубрики: Публикации