О воспитании детей

Как возбудить чувство веры в детях?

О ЧУВСТВЕ ВЕРЫ

Наше сердце создано для Бога, поэтому оно бывает пусто и недовольно при всех земных наслаждениях и только в Боге находит истинное успокоение. В этом сознаются все, которые после долговременных заблуждений наконец обратились к Богу. Они не могли найти совершенного успокоения своему сердцу ни в обладании обманчивыми благами земли, ни в чувственных удовольствиях, ни в ослепительной славе мира, ни в воздушных построениях человеческой мудрости, ни в сознании одних естественных добродетелей – они нашли покой только в преданности Богу и Господу Иисусу Христу.

Пример самих безбожников служит к подтверждению этой истины. Что влечет их постоянно от желания к желанию? Что отравляет их низкие наслаждения, когда проходит чувственное ослепление? Что возбуждает в душе их чувство глубокой пустоты и наполняет их сердце невыразимою тоскою? Не другое что, как неизгладимое ощущение той высокой потребности духа человеческого, по которой он всегда стремится к Бесконечному, как сознание того, что человек создан для Бога. Поэтому-то ничто земное не может удовлетворить ему.

Как человек создан для Бога, то познание благости и любви Божией и других Божественных совершенств естественно производит ощущение невыразимого внутреннего удовольствия и радости. Это ощущение называем мы чувством веры, или благочестивым чувством. Чем чище сердце, чем светлее ум и чем яснее и благоговейнее человек созерцает Божественные совершенства, тем совершеннее и выше бывает это чувство веры, или благочестия.

КАК ВОЗБУДИТЬ ЧУВСТВО ВЕРЫ В ДЕТЯХ

Между средствами к пробуждению чувства веры, или благочестия, первое место занимает пример родителей и воспитателей. Если они одушевлены истинным благочестием, если для них важно и священно все относящееся к Богу и священным предметам и если это небесное чувство они непритворно обнаруживают во всякое время как в счастии, так и в несчастии, то действие, таким примером производимое на детей, без сомнения, будет для них весьма благотворно. Особенно силен пример благочестивой матери: ее взор, выражающий благоговение и преданность Богу, часто производит на детей невыразимое действие.

Кто испытал истинную материнскую заботливость, тот не может без сердечного умиления слышать слова, произнесенные одним благочестивым учителем к своей матери, уже перешедшей в страну вечности. «Благодарю тебя, любезнейшая мать. Я вечно останусь твоим должником! Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твое хождение пред Богом, твои страдания, твое молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву – тогда с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа, чувство благочестия. И этого чувства не могли после истребить во мне никакие мнения, никакие сомнения, никакие обольщения, никакие вредные примеры, никакие страдания, никакие притеснения, даже никакие грехи. Еще живет во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь».

Далее, сколько можно чаще и при всяком удобном случае надобно раскрывать детям величайшую важность спасения чрез Иисуса Христа, объяснять им искупление, как беспредельно великое благодеяние Божеского милосердия, и показывать совершенную необходимость оного для человека. Надобно чаще обращать их внимание на то, что Иисус Христос, по бесконечной любви своей, совершил и что претерпел для нас, чем были бы мы без Него и, напротив, чем теперь можем быть чрез Него.

На святую православную Церковь надобно всегда указывать как на любвеобильную матерь, которая еще в сей жизни, даруя нам спасение и благословение Божие, никогда не оставляет нас, пока мы при руководстве ее не взойдем в обители Отца небесного, и простирает свое попечение и на тех, которые уже перешли в другую жизнь. Надобно также внушать детям благоговейный взгляд и на частные предметы веры, что, без сомнения, не трудно. Сколь вожделенны, например, будут для них семь спасительных Таинств, если станем чаще раскрывать им, как чрез сии таинства св. Церковь связует нас с высшею жизнию, возвышает и освящает наш вход в сей мир и разлучение с ним и все важнейшие обстоятельства настоящей жизни и таким образом помогает нам преодолевать трудности на пути к последней цели. Если детям хорошо будет раскрыта благотворность св. веры, то детское сердце не может не любить ее, представляя, как она от колыбели до гроба печется о нас с такою материнскою заботливостию, да и самим отшедшим в другую жизнь посылает свое ходатайство и помощь. А поэтому святую веру в Иисуса Христа надобно внушать детям сколько можно чаще.

Уроки о вере и объяснение их должно преподавать воспитанникам так, чтобы св. вера не казалась для них неприятною или скучною, но чтобы охотно занимались ею и приобретали искреннюю любовь к ней. Для этого учителю надобно всемерно стараться, чтобы никакое постороннее обстоятельство не отвлекало учеников от этого первого и важнейшего из всех предмета. Это могло бы случиться, когда бы, например, сам учитель неприятно действовал на учеников посредством сухих, вялых и скучных объяснений веры, посредством неумеренного отягощения их уроками по закону Божию, также неблаговременными понуждениями и наказаниями, и т. п. В этом случае для учителя весьма важно уметь привязать к себе учеников личным достоинством, непритворным языком сердца, благосклонною снисходительностию и вообще добрым и благочестивым своим поведением.

Другое средство к возбуждению и укреплению благочестивого чувства составляют правильные упражнения в делах благочестия. Сюда относятся общие молитвословия и пение, благоговейное принятие св. таинств – покаяния и причащения.

Наставник должен пользоваться и всяким другим случаем, как скоро замечает, что детское сердце открыто для чувства веры. Таковы – величественные зрелища природы, трогательные случаи и происшествия, благочестиво проводимые семейные праздники и т. п.

Впрочем, Дух Божий дышит, где и как хочет, и мы, как в самих себе, так и в детях, должны стараться всегда сохранять душу открытою для принятия благодатных действий Божественного Духа. Есть и другие чувствования, очень много способствующие к поддержанию благочестивых чувствований веры. Сюда относится особенное благоговение к Пресвятой Богородице. Ее святые, материнские свойства, Ее знаменательные слова и молчание, о которых повествуют нам Евангелисты, Ее истинное смирение и другие добродетели для чувствительных душ имеют невыразимую привлекательность, которая сильно влечет детей к Солнцу вечной любви. Мы благоговеем к Пресвятой Деве Марии, как Матери Господа Иисуса, и, конечно, чем более дитя прибегает к Матери Искупителя, тем более приближается к самому Искупителю и отвращается от всяких грехов, оскорбляющих и прогневляющих Господа Спасителя.

Далее, превосходное также средство к образованию чувства веры состоит в том, чтобы детям внушать искреннее благоговение к Ангелу Хранителю и частое размышление о нем. Чрез это благочестие детей поддерживается и возвышается и детская невинность охраняется от обольщений. Как выразительно и многознаменательно изречение Господа Спасителя: Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели uх на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго (Мф. 19:10). Притом нет ничего легче, как приучать детей помнить о своем Ангеле Хранителе, ибо дети любят говорить об окружающих их Ангелах и охотно слушают и принимают наставления об Ангелах Хранителях.

Почти то же надобно сказать о почитании угодников Божиих, св. мощей и икон, по правилам святой Православной Церкви.

Скажем короче: в сердце воспитанника надобно возбуждать и питать искреннее уважение ко всему, что имеет тесную связь с верою и ее внешним выражением, каковы: правила благочестия и обряды Церковные, лица, посвященные Церковию на служение Богу, вещи и места, особенно храмы, в коих совершаются св. Таинства. Весьма много вреда терпит в детях нежное чувство веры, когда в присутствии их осмеивают и порицают служителей алтаря, например, священников, или недостатки одного приписывают целому сословию и чрез то унижают сословие в глазах невинных, но неопытных членов Церкви, каковы дети.

Архиепископ Евсевий (Орлинский) «О воспитании детей в духе христианского благочестия»

Архиепископ Евсевий (Орлинский), 1806–1883 гг.

Занимал последовательно Винницкую, Самарскую, Иркутскую и Могилёвскую кафедры. Был ректором Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. Член Святейшего Синода. Богослов, духовный писатель, публицист, миссионер, благотворитель.  

Поделитесь с друзьями: