Храм Николы Пенского

Николо-Пенский храмНаш сегодняшний рассказ продолжает ранее начатый цикл о Никольских храмах Ярославской земли и их ктиторах из купечества. Сам Ярославль, именуемый градом семи Николаев, каждый свой храм, посвящённый этому угоднику Божию, наделял как бы вторым именем, различия их между собой и подчеркивая индивидуальный облик каждого из них. Храм Николы Надеина во втором своём имени упоминает “прозванье” храмоздателя – купца, принявшего к концу земного пути монашеский постриг. Храм Николы Мокрого указывает в названии на свое местоположение у слияния двух рек. Храм Николы Рубленого стоит у входа в старый деревянный кремль – рубленый город.

Сегодня же мы поговорим о Николо-Пенском храме, чьё второе название прямо указывает на слово “пень”. Именно обилие пней отличало когда-то данную местность, ибо для строительства храма жители Толчковской слободы корчевали лес, не желая долго оставаться без должного окормления рядом с местом своего обитания.

Ровно триста шестьдесят лет тому назад, в 1659 году в Толчковской слободе сгорает большой деревянный храм, освященный во имя Иоанна Предтечи, Крестителя и брата Господня. Затевается строительство нового храма, но оно длится весьма продолжительное время, так как новый храм должен превзойти остальные и своими размерами, и красотой своего убранства. Жители Толчковской слободы, не желая долго оставаться без дома Божьего, испрашивают у местного митрополита Ионы благословения на строительство нового деревянного храма во имя святителя Николая, столь почитаемого, как мы уже знаем, в этом купеческом городе.

Храм возводится очень быстро, в течение одного лета, коштом, как тогда говорили, всех приходских людей. Среди них были и богатые купцы, сделавшие в храм немалые вклады. Это и кожевник Гурий Кочуров, и его брат Никита, и Власий Власов, которые, помимо жертвы на само строительство, заказывают для храма большую икону с ликами своих небесных покровителей: Гурия Исповедника, пророка Захарии и священномученика Власия. Кто-то из богатых прихожан (может, вышеупомянутые братья Кочуровы или Власий Власов) пожертвовали Никольскому храму серебряный потир и двадцатипудовый колокол.

В начале восьмидесятых годов семнадцатого столетия было завершено строительство нового, каменного Иоанно-Предтеченского храма. Именно его строительства не стали когда-то дожидаться жители Толчковской слободы, возведя деревянный Никольский храм. Но глядя на великолепие и красоту Иоанна Предтечи в камне, слобожане добились перестройки своего Никольского храма также в каменном виде. Одновременно с этим поблизости от Никольского был возведен холодный Феодоровский храм.

В конце 17-го столетия богатые прихожане Еремины оснастили звонами шатровую Никольскую колокольню, единственную на приходе и оснащённую множеством слуховых оконцев. Спустя два столетия, в 1890 году купец Черногородов устроил при Никольском храме северо-восточный придел во имя своего небесного покровителя – преподобного Сергия Радонежского.

Николо-Пенский храм (именуемый в народе Никола на Пенье) стал одним из немногих и единственным Никольским в Ярославле, который никогда не закрывался. Он, хоть и является небольшим, служил кафедральным собором Ростовско-Ярославской епархии. Именно в нем хранились мощи столь почитаемых ярославских святых, как благоверные князья чудотворцы Константин и Василий. Иконостас Николы на Пенье был привезен из разоренного и недействовавшего тогда Ростовского Варницкого мужского монастыря, основанного на родине преподобного Сергия.

Ныне Николо-Пенский храм, один из стариннейших и прекрасный в своей строгой простоте, возвышающийся на правом берегу Которосли, является домовым храмом высшего духовенства Ростово-Ярославской епархии.

Но наш рассказ не будет полным, если мы не приведем хотя бы некоторые старинные свидетельства и об этом Никольском храме, как приводили о предыдущих. Тем более, что эти сведения расширяют современные представления об этом доме Божием.  Вот что говорит нам “Краткий путеводитель по церквам Ярославля за 1887-й год”: «Церковь Феодоровская, или Николо-Пенская. На месте, где теперь стоит одноэтажный тёплый каменный храм, построенный в 1689 году во имя святителя и чудотворца Николая, существовали прежде две деревянные церкви: первая во имя сего чудотворца, и вторая во имя святого Льва, епископа Катанского. Храм, заменивший названные церкви, построен был по случаю пожара, истребившего храм святого Предтечи, что в Толчкове (“из соборныя церкви  вдадеся образ Пресвятыя Богородицы  Тихвинския, который и доныне стоит в трапезе, его же украсиша серебром  и жемчугом местные жители”- выдержка из книги 17 века, хранящейся в храме – А.К.) Но главное здание Николо-Пенского прихода в настоящее время составляет отдельно стоящий от тёплой церкви холодный храм во имя Феодоровской  Божией Матери, с приделом на южной стороне во имя Тихвинской иконы  Пресвятыя Богородицы. Храм этот каменный и построен в 1687 году; он византийской архитектуры, увенчан пятью главами. Внутреннее устройство его также носит на себе отпечаток древнего вкуса: пятиярусный иконостас поднят до сводов; стенное письмо украшает храм и его паперти. Самая замечательная здесь икона – это Богоматери Феодоровския. К сей иконе богомольцы и доселе притекают с особенно верою. Стоит она в иконостасе, по левую сторону царских врат, и богато украшена. Из других достопримечательностей сего храма обращает на себя внимание хранящиеся здесь серебряный ковш, весом 1 фунт 38 золотников, пожертвованный ярославским посадским Иродионом Ереминым. Ковш этот пожалован ему от Государей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686 году января 25 и употребляется теперь при водоосвящении. Что до придела, то он устроен в 1776 году купцом Иваном Яковлевичем Кучумовым.”

Есть и ещё сведения, почерпнутые из книги “Церкви города Ярославля в 1781 году”.
“Приход Николо-Пенский в предместии городском за рекою Которостию в слободе Толчковской, зовомый по именованию тёплой церкви  и по оставшимся на том месте от вырубленного леса пеньям…. из рукописной книги, находящейся в сей церкви, видно, что местный образ Пресвятой Богородицы Феодоровской списан в городе Костроме, с находящегося в соборной церкви чудотворного образа, зовомого Феодоровския, по обету  долговременною болезнию одержимаго Ярославского гражданина, который, получа здравие, поусердствовал к созданию по именованию образа Богоматери настоящей холодной каменной церкви, к чему из иждивения  и основание положил и прочих согласил каменную воздвигнути… Приходских, купеческих и мещанских дворов 55; в них жителей мужеска пола 168, женска пола 191, обоего пола 359 душ.”

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 16.03.2019 (последнее изменение: 16.03.2019)
Рубрики: Публикации