Храм Рождества Христова и его строители и ктиторы

Храм РХМы продолжаем рассказ о ярославских храмах и их ктиторах, и тема почитания Николая Угодника на Ярославской земле по-прежнему не исчерпана. Мы завершили серию очерков о тех храмах, где во имя святителя Николая освящены главные приделы. Но мы рассказываем о других храмах, где наряду с прочими есть Никольские приделы. В купеческом городе иначе и быть не могло: населявшие его ремесленники и торговцы, они же и путешественники, глубоко чтили своего небесного покровителя – епископа Мир Ликийских и чудотворца Николая. Считалось, что именно под его водительством благополучно совершают они свои торговые плавания, производят и продают самые различные товары.

Один из древнейших и красивейший ярославских храмов, достоинствами своими стоящий в ряду первых по всей России, строился по типу Николо-Надеинского храма. И его ктиторами также были местные купцы.

Каменное строительство началось в тридцатые годы 17 столетия. Взяв за основу недавно и неподалёку построенный Николо-Надеинский храм, на месте старого деревянного братья купцы Гурий и Анкиндин Назарьевы заказывают строительство нового каменного храма в честь Рождества Христова. О ранее находившемся здесь деревянном храме говорит тот факт, что во время польско-литовского нашествия, в 1609 году сюда была перенесена и спрятана чтимая икона Божией Матери Казанской. До того хранилась она в Рождественском девичьем монастыре. При вражьем нашествии монастырь был полностью сожжен, впоследствии так и не восстановился, а икона стала одной из главных святынь Христорождественского храма, и для неё был позднее выстроен Казанский придел.

Братья Гурий и Анкиндин Назарьевы не завершили строительства своего храма, в котором было запланировано обустройство сразу нескольких приделов. Но начинание их продолжили сыновья Гурия – Михаил, Андрей и Иван. В некоторых источниках упоминается ещё имя Петра, внука Гурия. Именно это второе и третье поколение ярославских купцов Назарьевых завершает строительство Христорождественского храма с пятью приделами и уникальной по красоте колокольней.

До разрушений двадцатого столетия храм Рождества Христова с его пятью приделами, колокольней, надвратным храмом, красивой оградой, высоким крыльцом и галереями составлял единый ансамбль – белокаменный, строгий, стоящий на углу Большой Варваринской улицы и Волжской набережной. Уникальность храма заключалась ещё и в украшении его стен изразцами. Такое наружное убранство не было частым явлением в русском храмовом зодчестве. А здесь ещё и надпись с именами храмоздателей и датой строительства храма также была выложена изразцами.

Храм РХ (3)Изразцовой была и печь, отапливавшая Никольский придел храма. Ее хватало и на второй придел, Петропавловский, расположенный над Никольским и считавшийся холодным. Ещё один придел был освящен во имя персидских мучеников Анкиндина, Пахомия, Авфония, Елпидифора и Анемподиста. Четвёртый придел носил имена святых Богоотец Иокима и Анны. Позднее появился ещё и Казанский. Надвратный храм был освящен во имя святых Гурия, Самона и Авива. Внутри Христорождественский храм был почти полностью расписан фресками, как и Николо-Надеинский.

Слава Богу, многое и внутри, и снаружи сохранилось до сей поры: храм был закрыт в 1921 году, но спустя несколько лет передан в ведение местного музея. А вот звонницу уничтожили полностью, в 1929 году сняли и отправили на переплавку все восемь её колоколов.

Шли годы. Храм не уничтожали, но и не реставрировали. В результате в начале девяностых начала разрушаться уникальная колокольня, грозя потянуть за собой в небытие весь сохранившийся ансамбль. В итоге была проведена реставрация и возобновились службы, которые пока проходят в храме лишь изредка.

А что же расскажут нам о храме старинные источники, выдержками из которых мы традиционно завершаем каждую статью этой рубрики? Путеводитель по церквам Ярославля за 1887 год сообщает нам следующее: “Год основания здешней церкви неизвестен, но из сказания о Казанской иконе Богоматери  видно, что здешняя  церковь уже существовала в 1609 году, хотя конечно деревянная; нынешняя каменная церковь, во имя Рождества Христова, с пятью приделами: а) в алтаре во имя святых Богоотец Иокима и Анны; б) с южной стороны, во имя святых мучеников Акиндина, Пахомия, Афония, Елпидифора и Анемподиста; в) на той же стороне, во имя Казанской Божией Матери; г) с северной стороны, тёплый, во имя святителя Николая и д) под колокольней, во имя святых мучеников  Гурия, Саммона и Авива” (как видно, есть некоторые несовпадения по сравнению с современными источниками о нынешнем состоянии церкви, что, вероятно, объясняется несколькими её перестройками в конце девятнадцатого столетия – А.К.) “Эта церковь построена иждивением гостей Государевых Ярославских купцов Гурьевых в 1644 году. До 1831 года храм этот имел пять глав, но, с дозволения архиепископа Авраама, 4 главы сняты, а оставлена одна средняя. Из икон стоит замечания образ Рождества Христова древняго письма, пред которым усердствуют молебнами многия из беременных женщин, имеющие пребывание как в Ярославле, так и в его окрестностях”.

А в 1781-м году об этом храме писали следующее: “Приход Христорождественский в большом земляном городе на берегу реки Волги, зовомый по именованию настоящей церкви и по улице. Церковь каменная одна, настоящая холодная во именованию Рождества Христова, с пятью приделами… Внутри настоящая церковь стенным письмом расписана, а в пределах выбелено; полы в настоящей Церкви чугунныя, в приделах теплом дубовый, а в прочих кирпичныя… Колокольня каменная, особо стоящая… На колокольне колоколов восемь: первый во 100, вторый 30, третий 20, четвёртый 15, пятый 4, шестый 2, седьмый в 1 пуд и восьмый в 30 фунт. Ограда каменная с двух сторон по улице и к реке Волге на 72 саженях.

Построена сия церковь тщанием и иждивением бывшими тогда зовомыми гостьми и купцами Ярославскими жителями, прозванием дружиною Акиндином да Гурием Назаровыми детьми, гостьми ж Михаилом, Андреем и Иваном и внучатами Гурьевыми, гостьми ж Михаилом и Петром прозванием Гурьевыми, из собственаго их кочту и имения, в 1645 году, а кем освящена, известия нет…

Вкладчики Алексей и Фёдор Афанасьевы Гурьевы, – кроме многих устроенных ими в церкви украшений дали вечно к содержанию и пристройке церкви, собираемый с состоящих близ двора каменных палаток ежегодный денежный оброк….

Приходских дворов 25. А в них жителей разного звания: мужескаго пола 77; женскаго 93. Обоего пола 170 душ.”

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,
экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 13.04.2019 (последнее изменение: 13.04.2019)
Рубрики: Публикации