Храм Спаса на городу

2019-04-04-03-32-14

Наш сегодняшний рассказ – о древнейшем ярославском храме, построенном в деревянном виде ещё в 13 веке, при местных удельных князьях. Это храм Спаса на городу, выросший в самом центре, на стыке Земляного и Рубленого городов, где всегда шумело обширное торжище, стояли лавки, амбары, харчевни, кузницы… и, конечно же, высился храм, получивший свое название, как было принято, по местоположению. На сей раз – на шумной торговой площади. Спустя несколько столетий, во время большого городского пожара 1658 года, храм полностью сгорел. В 1672 году коштом местных прихожан, вновь по-преимуществу купцов, был построен новый каменный храм, где обустроили приделы в честь святителя Николая и архидиакона Стефана. Позднее храм неоднократно перестраивался, был расширен, поновлялись его внутреннее убранство, престольный иконостас.

__________________

Город семи Николаев, как издавна принято называть Ярославль, имеет такое название лишь из скромности. Имя святителя и угодника Божия Николая действительно носили семь ярославских храмов, в которых в честь великого святителя освящались главные престолы. Но были и, слава Богу, почти полностью сохранились и те храмы, где устраивались приделы, посвящённые Николаю Угоднику. Сегодня, продолжая нашу тему почитания в Ярославском крае этого святителя и храмосозидания местного купечества, мы начнём разговор именно о храмах с Никольскими приделами.

Возвращаясь к уже изложенному материалу, внесём уточнения. Да, город семи Николаев. Да, есть ещё храмы с Никольскими приделами. Но мы пока описали шесть ярославских церквей, где святителю посвящены главные престолы. Это Николо-Надеинский, Николо-Рубленский, Николо-Мокровский, Николо-Пенский, Николо-Тропинский и Николо-Мельницкий храмы. А где же седьмой Николай? Как явствует из ряда источников, он был упразднен ещё в первой половине аж 18-го столетия. Это храм Николы Бельского. Давно исчезнув с карты Ярославля, он тем не менее остался в его истории как самый загадочный храм этого древнего города. Именно благодаря ему одним из символов Ярославля стали именно семь Николаев. Мы непременно расскажем об этом храме в одной из следующих статей.

Упомянем мы и другую ярославскую церковь, что была освящена во имя святых мучеников Флора и Лавра, также имела Никольский придел, но была разобрана в начале 19-го столетия. Как видим, храмы исчезали не только в лютую богоборческую эпоху. Другое дело, что это не носило массовый характер и порождалось объективным причинами. К примеру, взамен обветшалого строился новый храм, только ставили его в ином месте и освящали в честь других святых. Но как бы то ни было, имя святителя Николая как яркая путеводная звезда над древними стенами Ярославля, города ремесленников и торговцев, что испокон веков храним своим святым покровителем.

Наш сегодняшний рассказ – о древнейшем ярославском храме, построенном в деревянном виде ещё в 13 веке, при местных удельных князьях. Это храм Спаса на городу, выросший в самом центре, на стыке Земляного и Рубленого городов, где всегда шумело обширное торжище, стояли лавки, амбары, харчевни, кузницы… и, конечно же, высился храм, получивший свое название, как было принято, по местоположению. На сей раз – на шумной торговой площади. Спустя несколько столетий, во время большого городского пожара 1658 года, храм полностью сгорел. В 1672 году коштом местных прихожан, вновь по-преимуществу купцов, был построен новый каменный храм, где обустроили приделы в честь святителя Николая и архидиакона Стефана. Позднее храм неоднократно перестраивался, был расширен, поновлялись его внутреннее убранство, престольный иконостас.

Но история почти не оставила нам имен храмоздателей и ктиторов. Известно лишь, что фресковая роспись, выполненная местными и костромскими мастерами летом 1694 года, была заказана ярославским гостем Иваном Ивановым Кемским.

Построенный по типу храма Иоанна Златоуста в Коровниках (где также есть Никольский придел, о чем мы ещё расскажем), внутренним убранством своим он напоминает храм Николы Надеина. Фрески в исполнении Фёдора Федорова,Лаврентия Севастьянова и ряда других мастеров представляют сюжеты из земной жизни  Спасителя, историю Животворящего Креста Господня, лики Богородицы и святых угодников Божиих. Частично они сохранились до сей поры, так как храм вскоре после закрытия в 1926 году был поставлен на госохрану, использовальзовался под складское помещение, а с 1960 года, переданный местному управлению культуры, стал книгохранилищем.

В 2003 году древний храм Спаса на городу был возвращен верующим. Сохранились центральный и Никольский приделы. На стенах снаружи появились мозаичные иконы. Лишь придел первомученика и архидиакона Стефана был переосвящен в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

И сохраняя сложившуюся традицию нашей рубрики, мы вновь приводим здесь старинные источники, как ничто более наглядно открывающие картину былой истории храма, жизни прихода и самого города.

“До 1658-го года, – повествует нам “Путеводитель по церквам Ярославля за 1887-й год”, – стояла здесь деревянная церковь, которая в большой городской пожар сгорела. Ныне существующий каменный храм построен усердием прихожан в 1672 году, а стенным письмом украшен и расписан в 1694. Главный престол холодного храма посвящён в честь происхождения честных древ Креста Господня, с приделами – одним во имя Николая Чудотворца, обращенным в теплую церковь, и другим – архидиакона Стефана, что под башнею. Через дорогу отсюда находится малая каменная часовня, принадлежащая ко Спасской церкви и под сению своею сохраняющая заветную святыня Ярославля: икону Спасителя, написанную снаружи мужской половины бывшей здесь Красной богадельни. Из числа земель и угодий, некогда пожертвованных князьями в Спасскую церковь, и теперь в ея владении находится пустошь Говорово, под селом Пажею, заключающая в себе 33 десятины земли сенокосной.”

А книга “Церкви города Ярославля в 1781-м году” говорит нам о целом наборе колоколов, составляющих звонницу Спаса на городу (“Колокольня каменная не отдельно, при паперти, вышиною в 11 сажен”). Самый большой, весившей 60 пудов, максимально воссоздан в наше время.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 6.04.2019 (последнее изменение: 6.04.2019)
Рубрики: Публикации