Кто такие волхвы?

В праздник Рождества Христова в наших церквях читают евангельский текст о волхвах, пришедших в Вифлеем, поклониться новорожденному Богомладенцу. Люди, совершившие первое христианское паломничество, конечно, заслуживают и памяти, и почитания. Но много ли мы знаем о них?

Древнейшее умозаключение о том, что всё на Земле предопределено, имело следствием повышенное внимание людей к звёздам и их влиянию на человечество. Появились утверждения, что каждому человеку с рождения предназначена конкретная звезда, которая будет определять всю его судьбу. Со временем слова «судьба» и «звезда» стали неразделимыми понятиями. Согласно такой логике, самым великим людям покровительствовали и наиболее яркие звёзды, а противостояние планет воспринималось как небесное знамение важнейших событий.

Не удивительно, что с глубокой древности люди изучали звёздное небо, описывали траектории звёзд и планет. Это было далеко непростым, но очень важным занятием. При всяком уважающим себя правителе служили собственные астрологи, помогающие принимать серьезные решения. Из Ветхого Завета известно, например, что пророк Даниил был магом в Вавилоне (Дан 2:48).

Астрологи были одновременно и математиками, и геометрами, и географами, и философами, и жрецами. Поэтому синонимами греческому «μάγοί» (маги) были слова «звездочёты», «мудрецы», «волшебники», «пророки», «волхвы». Магами называли также иранских жрецов. Под всеми этими названиями мы знаем странников, пришедших из дальних стран, чтобы поклониться родившемуся Христу. О них мы и будем рассуждать.

Несомненно, волхвам был понятен смысл новой и очень яркой звезды, внезапно появившейся на небе. Такая звезда могла означать только одно: на свете родился не обычный, но очень великий человек. Об этом мы читаем в Евангелии от Матфея: «Вот волхвы от востока прибыли в Иерусалим говорящие «Где есть рождённый Царь Иудеев? Увидели ведь его звезду в восходе и пришли поклониться ему» (Мф 2:1,2). Вифлеемская звезда была для волхвов звездой Царя Иудеев, «Его звездой». Уверенность волхвов в том, что идут именно на поклонение к Царю и Богу подтверждают и их дары. Ведь золото дарят Царю, а ладан – для богослужения.

К сожалению, евангелист Матфей не сообщил более никаких подробностей о волхвах. Более поздние толкователи Священного писания приводили их имена, различные в разных языках. Кроме привычных для нас – Гаспар (Каспар), Мельхиор и Валтасар – существуют и другие. Так, по-гречески волхвов называют Апелликон, Америн и Дамаскон, а в еврейских книгах – Магалах, Галгалах и Серакин.

Имя Гаспар имеет разные толкования. На языке халдеев «гиспар» это «хранитель сокровищ», а на санкрите – «мастер». Возможно, это имя имел тот волхв, который на иконах изображается преподносящим дары младенцу Иисусу. Древнееврейское имя «Мельхиор» (כסף גרמני) – означает «царь света». Имя третьего волхва – Вальтазар (греч. Βαλτασαρ) – напоминает вавилонского царя Вальтазара (Белшаццара), а также бывшего при нём пророка Даниила, которого вавилоняне звали Белтешаццаром. Так что, судя по их именам, Мельхиор и Вальтазар были царями или близкими к царям.

В Новом Завете ничего не говориться и о судьбе волхвов. Посетив Вифлием, они не вернулись в Иерусалим к царю Ироду и «через другой путь удалились в страну их» (Мф 2:12). Следы их как бы пропали. Однако…

По благочестивым преданиям волхвы стали христианами и служили проповеди Спасителя. Впоследствии их мощи были обретены в Персии равноапостольной царицей Еленой и перенесены сначала в Константинополь, а затем в один из монастырей итальянского города Милана. В 1164 г. император Фридрих Барбаросса торжественно передал останки волхвов кёльнскому архиепископу. Их перевезли в Кельн, один из самых могущественных городов Священной Римской империи и поместили в особый саркофаг. В те времена волхвов называли на испанский манер – «Reyes Magos», т.е. «короли-волхвы».

А в 1248 г. был заложен знаменитый кафедральный Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра, куда были перенесены мощи волхвов, отчего храм стали называть «Собором трёх королей». Для хранения мощей волхвов был сооружён деревянный саркофаг, обитый позолоченной медью и серебром и украшенный сотнями жемчужин и драгоценных каменьев. Его размеры в метрах: 2,2 (длина) х 1,1 (ширина) х 1,53 (высота).

На передней, сделанной из листа золота стенке ковчега изображена сцена поклонения волхвов младенцу Иисусу и Пресвятой Богородице. Ковчег (ларь) трёх волхвов – одна из величайших реликвий христианства. Среди множества сюжетов, изображённых на витражах собора, самый частый – поклонение волхвов.

У западных христиан в день Богоявления почитается и память волхвов. На этот праздник в Кёльн отовсюду съезжаются паломники. По старинному обычаю в этот день мальчиков одевают в белые одежды и венчают коронами. Подобно русскому рождественскому обычаю калядования, такие мальчики обходят дома и поют песни, славящие волхвов. В некоторых храмах даже устраивают представления на тему прихода волхвов в Вифлеем. В этот день владельцы домов в качестве оберега пишут мелом на воротах или дверях цифры наступающего года и начальные буквы имён волхвов: К, М и В. Тогда же в последний раз зажигают огни на новогодних ёлках, поскольку после праздника «трёх святых королей» световой день прибавляется уже «петушиный шаг», т.е на четверть часа.

В.Н. Алексеев, историк. Статья написана специально для сайта монастыря и газеты «Сольбинская весточка»

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 9.01.2020 (последнее изменение: 10.01.2020)
Рубрики: Публикации