Надея Светешников

Храм Николы Надеина новыйМы вновь рассказываем о храмоздателях Ярославского края. Идя от семнадцатого к девятнадцатому столетию, мы представляли читателю разные купеческие семьи, выходцы из которых строили в родном Ярославле храмы, до сих пор, пройдя, сквозь эпоху лихолетья, служащие жителям и гостям древнего города на Волге.

Сегодня же мы обратимся к самым истокам и расскажем об одном из старейших каменных храмов Ярославля, известном под именем Николы Надеина. Улица, на которой стоит храм, как это зачастую водилось, была соименна храму, и носила название Никольской. Сейчас она названа именем человека, считающегося первым русским профессиональным актёром – Фёдора Григорьевича Волкова, – который также происходил из купеческой семьи и внёс свою лепту в создание и благоукрашение храма Николы Надеина. Произошло это спустя столетие после его строительства, и мы расскажем об этом далее.

А пока обратимся к первой половине cемнадцатого века. В это время каменные храмы ставили в городах люди не просто богатые, но и знатные. Епифаний Андреевич Светешников, более известный под “прозваньем” Надея, первым среди гостей (как тогда называли купцов) ставит в Ярославле добротный, с несколькими престолами каменный храм. Происходит это в 1620 году. Так начинается и за столичными пределами купеческое каменное храмосозидание «на века».

Храм Николы Надеина старыйДо храма Николы Надеина стоял на этом месте деревянный храм, также освященный во имя святителя Николая. Затем он сгорел во время одного из сильнейших общегородских пожаров. На его месте выстроили новый, Благовещенский храм, но и он через некоторое время гибнет в огне. Тогда за дело берётся ярославский гость Надея Светешников, богатство и общественное положение которого позволяют ему замыслить и осуществить строительство каменного храма. Он является доверенным лицом патриарха Филарета, а также ведает закупкой царской одежды. Нам не дано знать, во имя какого святого или праздника был бы освящен главный придел нового храма, но воды Волги выносят в этом месте на берег икону святителя Николая, и храм решено посвятить этому угоднику Божию.

Храмоздатель, Надея Светешников держит множество лавок в Ярославских торговых рядах, и доход от девяти из них идёт целиком на строительство храма. Кроме того, этот ярославский гость поставляет к царскому двору пушнину, налаживает обмен её на иностранные товары, прокладывает из Астрахани путь в Архангельск, где организует продажу иностранцам чёрной икры на весьма выгодных для Русского царства условиях. Он имеет громадные рыбные угодья, а также солеварни. Совместно с братом Павлом организует за Уралом добычу медной руды и литье меди. Широко использует вольнонаемный труд, зачастую принимая на работу беглых крепостных. На свои средства он экипировал ополчение Минина и Пожарского.

Никольский храм Ярославля не единственное, но главное детище Надеи Светешникова. В ту пору в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля трудится артель иногородних мастеров, и Надея Светешников активно привлекает их к строительству Никольского храма. Он возведен всего лишь за два года, а это крупное каменное строительство. Второй придел освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, как когда-то стоявший на месте сем деревянный храм. Третий придел строится спустя почти полвека, уже после кончины храмоздателя, и освящен в честь преподобного Александра Свирского.

Иконостас храма Николы НадеинаВ восемнадцатом столетии по соседству с Никольским появился не дошедший до нас храм Рождества Иоанна Крестителя. Его ктитором также является купец, шелковый фабрикант Фёдор Афанасьевич Холщевников, могила которого находилась в подклете этого храма. И в том же восемнадцатом столетии рос в Ярославле сын костромского купца Волкова и пасынок ярославского купца Полушкина Фёдор Григорьевич Волков. Отчим не поскупился на блестящее образование для старшего отпрыска своей супруги Матроны Яковлевны и отправил его в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. Юноша развил свои немалые дарования и избрал актерскую стезю, но его художественной талант не пропал всуе. Именно Фёдор Григорьевич Волков, также выходец из купеческой среды и основатель русского профессионального театра, стал автором иконостаса главного придела храма Николы Надеина.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 30.12.2018 (последнее изменение: 6.01.2019)
Рубрики: Публикации