Николо-Бельский храм

В этой статье мы завершаем наш рассказ о Никольских храмах Ярославля. Пожалуй, он не окончателен, так как мы не говорили обо всех Никольских храмах губернии – посвятили лишь одну статью теме почитания святителя Николая в Ярославском крае, поговорили о Никольских храмах и монастырях Переславля-Залесского, не забыли, конечно же, и о Сольбе, приведя свидетельства о нашей обители начала прошлого столетия и, как итог, подробно описали губернскую столицу – сам древний Ярославль, именуемый, как известно, градом семи Николаев. В наших кратких заметках были описаны Надеинский, Мельницкий, Рубленский, Пенский, Тропинский и Мокровский храмы, каждый из которых в первой части своего названия носит имя святителя и угодника Божия Николая, которому посвящён главный храмовый престол. Милостью Божией и своего святого покровителя, почти все эти храмы вновь действуют и украшают собой древний Ярославль. Есть также храмы, где святителю Николаю посвящены приделы. Это Спасонагородский, Христорождественский и Златоустинско-Коровинский. Они описаны в последних статьях, и каждый из них имеет богатейшую историю, неподражаемо красив и в летописи своей доносит до нас имена шедрых и благочестивых ктиторов. Знакомясь с историей ярославских церквей и географией самого города, мы воздаем и дань памяти местному купечеству, богато украсившему родную землю святынями на вечные времена.

Но где “седьмой Николай”? И не было ли ещё приделов в ярославских храмах, посвящённых великому святителю? Был” седьмой Николай ” и был совсем рядом с ним храм с тёплым Никольским приделом, обустроенный в его трапезной части. Это храмы Николы Бельского и святых мучеников Флора и Лавра. Они стояли близ границы Земляного и Рубленого городов, проходящей по Медведицкому оврагу – пересохшему руслу реки Медведицы. Храмы соседствовали друг с другом и каждый год, в Страстной пятницу от обоих шёл крестный ход к Успенскому собору, расположенному также неподалёку. Но храмы эти разобраны очень давно, почти не осталось описаний, нет изображений и практически исчезли из истории города следы старинных церквей на Медвежьем овраге. Но именно Николо-Бельский храм, разобранный аж в 18 столетии, даёт Ярославлю право зваться градом семи Николаев. А храм Флора и Лавра описан по крайней мере в одном старинном источнике, который мы приведем ниже.

Откуда пошло такое название – Бельский? По этому вопросу нет единого мнения. Некоторые источники относят нас к дохристианским временам глубокой древности, когда на берегах Медведицы язычники поклонялись Бело – богу. Другие вспоминают столичного боярина по фамилии Бельский, отбывавшего здесь ссылку.

Но так или иначе, а храм существует по меньшей мере с начала семнадцатого столетия. История доносит до нас и имя ктитора – ярославского гостя (иначе говоря -купца) Игнатия Кислова, построившего и содержавшего при храме мужскую богадельню, которая так и называлась – Игнатьевская. Затем, к концу столетия, храм обретает каменный вид. Но наступает 18 столетие, эпоха Петровского правления, сложное и неоднозначное время. Император издаёт указ о создании в России постоялых дворов (кстати, Сольбинский фестиваль Русского гостеприимства в этом году будет посвящён в том числе и этому событию). Но тогда место на границе Земляного и Рубленого городов по берегам Медведицы было избрано для постройки постоялого двора, поварни и погребов. Город тогда перестраивался по новому плану, в который, увы, не вписался этот Никольский храм. Тогда шло активное строительство других церквей, и решено было пожертвовать этим. Есть также версия, что он сгорел во время очередного пожара, после чего уже не восстанавливался. Но стертый с карты города, Николо-Бельский храм навсегда остался в истории Ярославля, закрепив за ним звание града семи Николаев.

Храм же Флора и Лавра с Никольским приделом просуществовал чуть дольше и был разобран по приказу местного губернатора Безобразова в начале 19 века. Бедный ружный храм буквально осыпался и грозил полным обрушением в любую секунду. Но в 1781 году, когда составлялось первое описание ярославских церквей, храм Флора и Лавра уже украшал собой древний город и вошёл в эту старинную опись. Примечательно, что главный престол храма был освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, но прозывался всегда именно Флоровским, по названию одного из приделов: “Приход Флоровский. Зовомый по приделу, находится в большом земляном городе при рву Медведице. Церковь каменная одна, настоящая холодная во имя Пресвятыя Богородицы Владимирския, с двумя приделами: 1-й по правую сторону в святом алтаре во имя святых мученик Флора и Лавра; 2-й тёплый в трапезе по левую сторону – во имя святителя и чудотворца Николая. Построена каменным строением по совету граждан Ярославских старостой градским Михаилом Леонтьевым в 1712 году; освящена в том же году Досифеем, епископом Ростовским. Внутри стенным писанием кроме алтаря и трапезы расписана; пол во всей церкви и приделах кирпичный. Покрыта листовым железом, а глава черепицей.

В великий пяток из сей церкви бывает крестное хождение с плащаницей в собор.

Храмовой праздник августа в 18-й день.

Колокольня при сей церкви над входом вышиною в 12 сажен, на ней колоколов 5: первый в 16, второй – 10, третий – 3, четвёртый – 2 и пятый в один пуд.

Всё довольствие оной церкви состоит в построенных на церковной земле одиннадцати лавок, с коих оброку сбирается рублей по сту и более в год.

Священно и церковнослужителям за малоприходством к содержанию из вышеписанного оброку даётся руга на всех в год шестьдесят рублей.

Вкладчиков, кроме приходских людей, никого нет.

Приходских дворов 10, в них жители отставные солдаты: мужеска пола 10, женска – 12; обоего пола – 22 души”.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед, постоянный лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве, экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 4.05.2019 (последнее изменение: 5.05.2019)
Рубрики: Публикации