Николо-Мельницкий храм

Николо-Мельницкий храмИмя Угодника Божия Николая настолько чтимо в древнем Ярославле – городе ремесленников и торговцев, что наш список местных храмов, посвящённых этому святому, все продолжается. В этой статье мы расскажем об удивительном Николо-Мельницком храме, который представляет собой целый собор церквей и является уникальным образцом эклектики, то есть сочетает в себе совершенно разные архитектурные стили. История этого храма также, как и многих других в Ярославле, имеет древние корни. А список его ктиторов-представителей Ярославского купечества, охватывает период с семнадцатого по двадцатое столетие. Второе же название храма, традиционное в сочетании с именем святого, памяти которого посвящён этот храм, на сей раз говорит нам о мельницах, стоявших, когда-то на реке Которосли. Как же мог обойтись без мельниц один из русских центров хлебной торговли! И немудрено, что слово “мельница” запечатлелось в исторической географии Ярославля.

Николо-Мельницкий храм (3)Когда-то на месте современного Николо-Мельницкого храма, в селе под названием Меленки стоял древний мужской монастырь. Впоследствии он был разорен польско-литовскими захватчиками. Но в шестидесятые годы семнадцатого столетия на его месте строится каменный пятиглавый Никольский храм с приделом во имя святого блаженного Прокопия Устюжского. Тогда же возводится и отдельно стоящая колокольня. Ктитором становится ярославский купец Мартиниан Дурандин, впоследствии удалившийся от мира и скончавшийся в схиме с именем Макарий. 

Спустя десятилетие тщанием местных прихожан рядом с холодным Никольским строится тёплый Успенский храм, а уже в восемнадцатом столетии Меленки украшают каменные Никольский (с галереей и Прокопиевским приделом) и Успенский храмы, шатровая колокольня, прорезанная множеством слухов (как мы уже наблюдали в местной храмовой архитектуре), изящная ограда и старинный погост, современный утраченному мужскому монастырю. Но на этом не заканчивается история дальнейшего строительства и развития данного храмового комплекса. В начале двадцатого столетия, с развитием Ярославской Большой мануфактуры, новым строительством и увеличением числа прихожан правление мануфактуры решает возвести на свой кошт ещё один храм рядом с уже имеющимися.

Карзинкин АндрейТак, заложенный в 1904 году, спустя четыре года ансамбль дополняет построенный по проекту академика архитектуры Иванова храм в честь преподобного Андрея Критского. Он уникален в своей эклектике, сочетая в себе черты модерна начала двадцатого столетия и древний византийский стиль. Это трапезный храм, имеющий три придела. Они носят имена небесных покровителей последних до эпохи лихолетья ктиторов храма. Ими были московские купцы Карзинкины – Андрей Александрович и Иван Андреевич, а также Гавриил Матвеевич Игумнов. А приделы храма Андрея Критского были освещены в честь святого Иоанна Постника и Архангела Божия Гавриила. Вмещал храм три тысячи человек. Освящал его митрополит Ростовский и Ярославский Тихон, будущий патриарх Московский и всея Руси, святитель и преподобномученик. 

В 1929 году храм был закрыт, лишился своих красивых глав и использовался в качестве детской спортивной школы.

Николо-Мельницкий храм (4)Но Господь поругаем не бывает. Шли годы. И только в XXI столетии храм, частично утраченный и не целиком восстановленный, возвращен Церкви и действует вновь.
А история доносит до нас уникальные сведения из восемнадцатого и девятнадцатого столетий, когда мирно течет обыденная жизнь провинциального русского прихода, народ ярославский обустраивает для духовной потребы своей дом Божий, звонят колокола над Которослью, а та несёт свои воды в великую русскую реку Волгу.
“До построения приходской Николо-Мельницкой Церкви”, – сообщает нам Путеводитель по церквам Ярославля за 1887-й год, – “здесь существовал Никольский, что на Глинищах, мужеский монастырь, разоренный поляками в 1609 году. Настоящая же каменная, холодная пятиглавая церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с приделом в паперти во имя блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, построена в 1672 году ярославским купцом Мартинианом Дурандиным, бывшим впоследствии схимонахом под именем Макария. В храме сем иконостас пятиярусный, с вызолоченной резьбой и колоннами, имеющими вид виноградных ветвей. Из икон замечательна храмовая Николая Чудотворца, она древнего письма и почитается чудотворною. В нескольких саженях от сего храма стоит ещё каменная, одноглавая церковь, в честь Успения Божией Матери. Она построена в 1683 году усердием прихожан. В церкви сей иконостас двухъярусный. Замечательно, что как в холодной, так и в тёплой церкви на иконах находится серебряных венцов до 250-ти. Церкви обнесены каменною оградою, в которой, как видно, находилось кладбище, по началу своему современное построению храмов”.

Сведения же из восемнадцатого столетия доносят до нас имена и других ктиторов храма, опять же купцов, благие деяния которых становятся как бы связующим звеном между ктиторами семнадцатого и двадцатого столетий, от Мартиниана Дурандина до семьи Карзинкиных.

“Вкладчик при сей церкви первой гильдии купец Козьма Иванович Зеленцов, кой кроме многих построенных в церкви украшений дал вечно с пяти лавок собираемый ежегодно оброк в приращение к церковным доходам…”

Колокольня каменная особо стоящая, вышиною в 17 сажен; на ней колоколов семь: первый 200, вторый 100, третий 73, четвёртый 37, пятый 12, шестой 6 и седьмой 3 пуда.
Ограда каменная с двух сторон восточной и западной на 121 сажени.”

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,
экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 29.03.2019 (последнее изменение: 29.03.2019)
Рубрики: Публикации