Николо-Тропинский храм

Николо-ТропинскийМы продолжаем наш цикл о храмах Ярославской земли, освященных во имя святителя Николая, а также о русских купцах, жертвовавших на эти храмы и служивших там старостами.

Изучая историю ярославских Никольских храмов, узнаешь и о местных ктиторах, на средства которых возводятся эти храмы, и об истории края, пережившего немало драматичных событий, и об особенностях местности, по-своему уникальной и давшей второе название каждому из этих храмов. Сквозь толщу лет встают перед нами творения зодчих и мастеровых ушедших столетий, немалая благая лепта торговых людей той эпохи, а также и все деяния православного народа, корчевавшего лес ради постройки дома Божьего, рубившего кремль, дабы обороняться от врагов, строившего мельницы на мощной реке и торговавшего по всей Матушке Руси вкусным ярославским хлебом.

А ещё – прокладывавшего земляные тропы к своим древним деревянным храмам. Именно от слов “тропа”, “тропы” и возникло второе название ещё одного Никольского храма, расположенного в одноимённой, Тропинской свободе, на правом берегу реки Которосли.

Но если в предыдущих статьях речь шла о храмах, вместе со всей страной переживших тяжёлые времена, но возрожденных и вновь открытых для верующих (а Николо-Пенский храм и вовсе не был закрыт), то Никольская церковь Тропинской слободы города Ярославля, увы, относится к числу утраченных храмов нашего многострадального Отечества.

Когда-то стояла на этом месте деревянная Никольская церковь, сгоревшая во время пожара 1658 года. Спустя два года, на средства прихожан, жителей Тропинской слободы, по-преимуществу торговых людей, был построен новый каменный храм, где помимо центрального, Никольского Престола, имелись приделы, освященные в честь Богоявления, иконы Божией Матери Феодоровская, а также благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Конечно же, такое мощное каменное строительство было под силу лишь купечеству.

Согласно местному преданию, в пожаре деревянного храма 1658 года уцелел старинный чудотворный образ Угодника Божия Николая, и он был особенно чтим здешними прихожанами.

Именно в Николо-Тропинском храме был установлен в конце лета 1681-го гроб с телом патриарха Никона, переправлявшегося через Которосль во время возвращения из изгнания и скончавшегося здесь по пути в Москву.

Храм этот каждую весну настигала участь столичного Замоскворечья, до постройки Обводного канала, заливаемого талыми снегами. Николо-Пенская церковь была расположена внизине и разливавшаяся по весне Которосль затапливала её целиком. По этой причине в 1722 году она была надстроена вторым этажом.

В 1883 году на средства старосты храма, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина города Ярославля Петра Алексеевича Ярыкалова были построены шатровая колокольня, паперть на первом, алтарь и трапезная на втором этаже. Вскоре и службы начинают совершаться лишь на недосягаемом для Которосли втором этаже. Тогда же устанавливается традиция принесения в Николо-Пенский храм из Успенского собора Ростова Великого икон Тихвинской и Владимирской Божией Матери. Они почитались как чудотворные, один день пребывали в Ярославле, затем торжественным крестным ходом возвращались в Ростов.

Николо-Тропинский (2)Храм закрыли в 1931 году.Там находился клуб, общежитие, склад рыбопродукции… ныне храм во многом утрачен, не восстановлен и не действует… а в позапрошлом столетии, благодаря живому участию ктитора и усердию многочисленных прихожан правый берег реки Которосли украшал чудо – храм, сверкающий белизной своих стен и золотом купола.

Вот о чем вещает нам «Краткий путеводитель по церквам Ярославля» за 1887-й год: “Каменная, двухэтажная церковь, увенчанная одною позолоченною главою и посвящённая имени святителя и чудотворца Николая, построена в 1660 году тщанием прихожан, вместо прежней бывшей на этом месте деревянной, сгоревшей в 1658-м. Она сначала сооружена была одноэтажною, но по низменности местоположения в весеннее время заливаемого Которослью и Волгою оказалась надобность надстроить верхнюю церковь, что и исполнено в 1722 году. Теперь в верхней части помещается главный престол во имя Чудотворца Николая, этот храм холодный. Нижняя же церковь, тёплая, посвящена в честь Богоявления Господня, с приделом на правой стороне алтаря, во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а на левой стороне – во имя святых Петра и Февронии, муромских чудотворцев. Этот последний придел устроен в 1829 году по случаю вклада в церковь частицы мощей помянутых святых, принесенной прихожанином, гражданином А.И. Казанцевым. Из священных принадлежностей Николо-Тропинского храма обращает на себя благоговейное внимание: 1-е – храмовая икона Николая Чудотворца. Предание говорит, что, когда сгорела деревянная церковь, икона сия найдена была неповрежденною в пепле разрушевшагося храма. На сем образе лик Угодника Божия представлен в обширном размере и колорит письма несомненной древности; 2-е – частицы мощей святых благоверных князя муромского Петра и супруги его Февронии, сохраняются в серебряном ковчеге, выделенном в храмовую икону сих святых.”

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,
постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,
лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,
экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 23.03.2019 (последнее изменение: 23.03.2019)
Рубрики: Публикации