Никольский храм в Переславле-Залесском и его строители и ктиторы

Никольский Переславский храмВедя речь о строительстве храмов на Ярославской земле, мы не можем не отметить, что многие церкви и монастыри воздвигались и освящались во имя святителя Николая, этого очень почитаемого на Руси святого, которого многие иноплеменники называли зачастую “русским богом”. И это весьма закономерное явление напрямую связано с активной ролью самого Ярославля и окружающих его городов и весей в торгово-промышленной жизни всего Русского государства.

На Ярославщине с древних времен процветали самые разные помыслы: здесь выделывали ткани, пекли хлеб, варили соль, добывали мед, рыбу и пушнину. Сам Ярославль с прилегающими землями находился на перекрёстке торговых путей: и с запада на восток, и с юга на север, к тому же это был город на великой русской реке.

Торговые же люди и крупные ремесленники именовались до восемнадцатого столетия не сословием, а гостями, так как постоянно разъезжали по своим торговым делам. Святитель Николай всегда считался покровителем плавающих и путешествующих. И возводя на родной земле храмы, эти торговые люди посвящают их своему защитнику и покровителю -святителю Николаю, епископу Мир Ликийских, Чудотворцу. Николаю Угоднику, как издревле с любовью называли святого в народе.

Любовь эта исходит из самых народных глубин, а оттого она особенно крепка и воистину неиссякаема. Из народных глубин возникает и формируется будущее купеческое сословие, столь много сделавшее для России и всегда твёрдо исповедовавшее веру Христову. Сам Ярославль до 1917-го года называли городом семи Николаев. (Великим постом, в преддверии Пасхи Христовой и Престольного праздника Николо-Сольбинской обители мы расскажем о каждом из них и о русских купцах – их строителях и ктиторах.)

Сегодня речь пойдёт о почитании святителя Николая на Переславской земле. Сейчас об этом напоминает лишь вновь отстроенный Никольский монастырь, а когда-то близ южных городских ворот Переславля Залесского стоял древний Никольский храм. Проездная башня Переславского кремля также носила имя Никольской, а позднее появился и Никольский на болоте женский монастырь.

Никольский храм впервые упоминается ещё в четырнадцатом столетии. Он был построен на посаде, за земляным валом, у дороги, и, согласно местному преданию, строителями его были местные торговые люди. Они и возводят храм в честь своего глубоко чтимого покровителя. При Димитрии Донском в этом храме служил пономарем будущий переславский святой, князь Андрей Смоленский. Долгое время храм содержится местными торговыми людьми, и только в шестнадцатом столетии получил ругу от московского князя Ивана Третьего, взявшего взамен перстень и “златую цепь” святого князя Андрея. Но покровительство великого князя длится недолго, и на протяжении всего последующего времени, вплоть до разорения и разрушения храма большевиками, его опекают местные зажиточные ремесленники и торговцы. Позднее это конкретная купеческая семья. Так, например, по описи храма 1870-го года в ней среди прочих ценностей значится икона Божией Матери Никейской 1686-го года, пожертвованная купеческим сыном Кузьмой Дмитриевичем Волошениным.

В восемнадцатом и девятнадцатом столетиях Переславскому Никольскому храму начинает покровительствовать купеческая семья Куманиных, начинавшая свою деятельность в Переславле и перебравшаяся затем в Москву. В семидесятых годах восемнадцатого века староста храма Василий Петрович Куманин строит новое церковное здание взамен обветшалого старого. Новый храм также деревянный, но выстроен в стиле провинциального барокко с элементами классицизма и поражает своей красотой. Через некоторое время умирает невестка Василия Петровича, Марфа Алексеевна, щедрая жертвовательница на Никольский храм. На помин её души семья выстраивает для Церкви новое каменное здание.

У купцов Куманиных текстильная фабрика в Переславле, а один из сыновей Марфы Алексеевны, Алексей Алексеевич, уже московский городской голова, купец первой гильдии, коммерции советник и крупный благотворитель. Он не оставляет своим попечением Никольский храм в Переславле-Залесском. Вместе с сыновьями Валентином и Константином он обустраивает новую раку для мощей князя Андрея Смоленского, на которую идёт более четырёх пудов серебра. Рака и резная, тончайшей работы сень над ней были щедро украшены литьем, чеканкой, чернью и позолотой. Чуть позднее Алексей Куманин пристраивает к храму приделы, освященные в имя святых Андрея Смоленского и Димитрия Солунского, а также жертвует храму серебряный золоченый напрестольный крест.

После кончины отца, в середине девятнадцатого столетия Константин Алексеевич Куманин ремонтирует храм и обустраивает в главном приделе новый трехьярусный резной иконостас с колоннами. Сам же храм после ремонта становится одним из красивейших на Ярославщине.

Сразу после революции древний Никольский храм, поражавший современников красотой и богатством своего внутреннего убранства, был полностью разграблен и разрушен. Лишь некоторые фрагменты уцелели и хранятся в местных музеях.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 26.01.2019 (последнее изменение: 26.01.2019)
Рубрики: Публикации