О Боге

Он, Господь наш, безграничен в любви, несказанно. Мы должны приступать к Нему искренне и быть с Ним постоянно, потому что Он постоянно с нами.

Бог наш, Иисус Христос, – совершенный Бог и совершенный человек. Как совершенный Бог он охватывает все своей любовью. И как совершенный человек он мил всякой душе, которая к нему приступает. Нам все время кажется, что эта любовь Божия далека от нас, что Бог очень далек от нас. На самом деле, это мы удаляемся от Бога. Он не может отлучиться от нас, потому что он жизнь, он весь – любовь. И если бы у нас была такая же любовь к нему, мы бы приходили к нему как к своему самому искреннему другу. Но мы приходим к нему совсем не так, а как-то отстраненно, как-то официально – и когда молимся, и когда стараемся сделать что-то доброе, как будто исполняем служебные обязанности. А он ждет от нас естественных простых поступков. Он показал это нам, когда жил среди нас, – простодушно, смиренно, кротко. Какими нас Господь сотворил, такими мы и должны приходить к нему. Приходить добродушно, как дети.

Ему, Господу, приятны все наши добрые дела. Милостыня и все что делаем ради нашего спасения, ради блага ближнего и святой Церкви, все это приятно и угодно Богу. Но самое дорогое и самое приятное для Бога – любовь, простодушная, незлобивая, детская, которая так и льнет к Его Сердцу. Это наиугоднейшее из всего того, что он от нас ожидает. И на это способна всякая душа… И богатый, и нищий, и старый, и молодой…

Отец все время обращался к этой теме и говорил нам о том, как приблизиться к своему Родителю всем сердцем, всем своим существом, как стать любимыми, подобно ангелам и святым.

В нас много грязи и нечистоты, но Он не обращает внимания на это. Когда мы приходим к нему по зову сердца, он сразу принимает нас. Когда в чем-то погрешим перед родителем, и тут же в сердечном раскаянии вернемся к нему, он нам все прощает, как будто ничего и не было.

Поскольку у нас нет своих собственных сил, мы должны приступить к нему, как незлобивые и простодушные дети. И от всего сердца будем просить Его, чтобы он научил нас быть добрыми и любить Его так, как любит Матерь Божья, ангелы и святые. Он – движение нашей жизни. Он желает, чтобы мы Его понимали и воспринимали. Вся Его жизнь на земле была естественной, понятной и доступной человеку. Он говорил нам, что Бог – это любовь. Он объяснял нам, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына своего Единородного за спасение человека. Он открыл нам тайну, многое открыл нам. Возвысил нас над всем творением. Человеческая природа, возвышенная над всем творением, посвящена в таинство святой и животворящей Троицы.

Вся природа таинственна – от растений до птиц и человека, потому что во всем присутствует Бог. Он немного приоткрывает завесу тайны, но только тому, кто Его истинно любит, а это прежде всего человек чистого сердца. Бог – непостижимая сила, и человек носит в себе непостижимую силу. Когда две эти силы в согласии, какой это рай, даже здесь на земле, какая радость и какая всеохватная любовь!

Есть ли кто-нибудь на земном шаре, кто бы мог познать все? Нет. Каждый в своем деле совершенствуется, чего-то добиваясь, и так мы все становимся единым целым. Люди поклоняются философам, разным ученым, постоянно цитируют их слова. Никто не обращает внимания на то, что Бог обещал нашим праотцам послать избавителя мира, который приведет нас в первобытное состояние. Никто не знал, что это будет сам Бог. Потому, что только Тот, Кто нас сотворил, может привести нас в первобытное состояние, а никто другой. И Он пришел, но его не приняли.

Вот, мы крестились во Христа Господа. Мы христиане по форме, а не так как желает наш Господь. Нет в нас ничего хорошего, только и знаем, что мыслим злое и гневаемся, да уничижаем ближнего своего, нет в этом ничего полезного… Все читали, но не поняли… Кто из философов и ученых мира мог бы сказать о себе: «Я – Путь, Истина и Жизнь»? Этого никто не мог сказать. Или кто скажет: «Я – хлеб жизни»? Кто скажет: «Кто верует в Меня, имеет жизнь вечную»? Но люди немощны, мало что понимают, мало что осознают. Им ближе все, кроме истины, и прежде всего ложь.

Тяжело Богу явится нам, когда человек, как разбитое зеркало, в котором духовные заповеди отражаются переменчиво и разрозненно. Всякий получает столько, сколько может отразить то разбитое зеркало, с которым он рождается на свет. Христос пришел на землю, чтобы наше зеркало снова стало целым и целостно отразило в себе Бога. Конечно, многие не могут понять Бога, не могут полностью принять Его в себя. Наше тело, какое оно есть сейчас, неспособно воспринять Свет. Это главная причина того, что святители всю жизнь боролись с искушениями и, победив, их получали просветление и довольно быстро после этого отходили в другой мир. Велика их радость та потому, что они сопереживают и соединяются в любви с остальными близкими душами, которые славят Бога, и при всем этом сохраняют свою личность, но несебялюбиво, а так, как хранят ее духовные люди на земле. Ум, воля и сердце, которые у просветленных людей слились воедино, в простом человеке чаще всего производят многочисленные бедствия его жизни. У великих духовников внешний свет, который иногда указуется благодатью не так ценится, как более глубокий и постоянный внутренний свет, который поднимается из сердца и наполняет всего человека. Этот свет – любовь. Только с любовью человек может приблизиться к Богу, который есть сущая любовь. Человеческое усовершенствование и приближение к Богу бесконечно, поскольку Бог не только непознаваем и непостижим, но и недосягаем. Однако в любви мы ближе всего к Нему и достовернее всего с ним. Соприкосновение его с духом молниеносено, пока у нас нет никакого понятия о духовных иерархиях. А эти иерархии существуют – в Евангелии сказано: «В дому Отца моего обители многи суть», в соответствие с духовным уровнем, достигнутым здесь, мы получим соответственное положение после смерти и сродство с душами, с которыми потом там будем жить. Господь не исполняет всякую нашу молитву, потому что, если бы мы всегда получали то, в чем появилась потребность, кто бы смог убедить нас в том, что есть кто-то мудрее и умнее нас, от кого бы мы могли принять совет. Господь иногда открывает нам в мыслях ответы на разные вопросы и недоумения, а иногда отступает от нас, чтобы мы смирились и обратились за помощью к людям.

Архимандрит Фаддей Витовницкий, «Духовные поучения»

Поделитесь с друзьями: