О покаянии (архимандрит Фаддей Витовницкий)

Архимандрит Фаддей ВитовницкийПокаяние, если оно искреннее – чудесный божественный удел, в котором Господь полностью очищает грех, в отличие от греха нераскаянного, который всю жизнь мучает человека.

Покаяние – перемена жизни. Необходимо, чтобы человек пришел к священнику на исповедь, или к своему ближнему, когда его будоражит какая-то мысль, полностью нарушая его покой. Как только это исповедуешь, сразу же почувствуешь облегчение, потому что мы так сотворены Господом, что влияем друг на друга. Как только наши ближние начинают сопереживать нашему страданию, мы сразу же получаем силу и утешение.

Итак, покаяние – перемена жизни. Необходимо изменить образ мысли, потому что жизнь очень многое повредила в нас. И теперь видим, что не только наш народ от этого страдает, но и целый мир. Если мы обратимся к Богу – источнику нашей жизни, чтобы получить от Него силу утвердить в себе благородные и мирные мысли, исполненные любви и добра, тогда только мы сможем ощутить в себе искреннее покаяние. Потому что добрые мысли, добрые желания, любовь дают мир и утешение везде. Следовательно, если мы мыслим доброе о себе и своих ближних, мы должны измениться. Наши мысли действуют не только на нас, но на все, что нас окружает. Поэтому необходимо всегда содержать в себе добрые, мирные и тихие мысли. Господь заповедал нам любить своих неприятелей не ради них, но ради нас самих. До тех пор, пока держим в себе мысль о вреде, который нам причинили неприятели, родные, ближние, у нас нет мира, нет покоя.

Когда хозяин дома сильно обременен заботами о существовании своей семьи, в доме нет мира. Нет мира и у малых детей, которые не понимают положения дел, потому что еще только подрастают. Поэтому мы все, особенно те, кто содержит семью, должны всецело предаться Господу и молить Господа, что бы Он послал нам утешение и силы. Как только мы поймем, что Бог всемогущ, и от всего сердца будем просить его помощи, обязательно получим.

Когда мы в чем-то прегрешили или не послушались своих родителей, мы от всего сердца просим прощения, они это чувствуют и сразу же смягчаются своим родительским сердцем. И нам самим необходимо научиться прощать все от всего сердца.

Многие обращаются ко мне и говорят, что не могут сохранить внутренний мир. Да, конечно, невозможно сохранить внутренний мир до тех пор, пока наша совесть нас в чем-то обличает. Мы должны успокоить совесть. Это условие, при котором Господь услышит нас, свой народ, и пошлет свою благодать. Благодать – это божественная сила, которая действует всюду и особенно в тех душах, которые всем сердцем стремятся к источнику жизни, стремятся к Господу. Господь еще через древнего пророка говорит: «Сын, дай мне свое сердце», ибо един мир повсюду – божественный, который сеется и дает утешение всякой душе. Он, Господь наш – единственное утешение, и ангелов, и всякой души, которая стремится к нему всем сердцем. Он один не имеет конца. Мы можем искать утешения и здесь на земле, между нашими ближними, но все это имеет известные пределы, потому что мы, тварные существа, ограничены пространством и временем и не можем достичь бесконечности. Только  Бог может дать душе все, чего она желает. Мы существа, сотворенные в вечности, стремимся к бесконечному, а это бесконечное, – бесконечную радость, бесконечную жизнь, бесконечную любовь, – здесь на земле никто из наших близких и родных не может нам дать. Почему? Потому что мы ограниченные существа, мы все в борьбе, в противостоянии мыслей. Падшие духи полны зависти и злобы и воюют против всех. Бог видит нашу борьбу и ждет, будем ли мы от всего сердца просить Его о помощи. Он готов нам помочь. У нас мало жизненных примеров.

Мы часто слышим прекрасные слова о том, как нужно жить, как помочь ближним обрести покой и радость. Вопрос в том, сможем ли мы это применить в своей жизни. Но когда мы видим человека, который ни на кого не обижается, всех прощает, всему радуется, когда мы видим человека тихого, мирного, полного любви, нам самим хочется обрести мир и покой.

Вот видите, что значит покаяние. Покаяние – это всецелая обращенность к абсолютному добру: сердцем, чувствами, мыслями и всем существом, это стремление соединиться в безраздельной любви со своим Творцом.

Поэтому мы должны пребывать в непрестанной молитве, непрестанно просить Пресвятую Матерь, чтобы Она предстательствовала за нас слабых и немощных, просить ангелов и святых, чтобы они помогли нам воспринять от Господа силу любить его также как они и Пресвятая Богородица. Тогда мы будем блаженны и здесь на земле и в вечности. Потому, что Бог – любовь, мир и радость. Он принимает всякого, кто стремится к нему всем сердцем.

Настоящее покаяние – исповедание перед священником или монахом всех, даже небольших прегрешений и изменение образа жизни, когда человек уже не возвращается к старому и не грешит в том, что уже исповедал духовнику.

Как упадешь, сразу вставай, не смеешь лежать в грязи, говорят святые отцы. Необходимо иметь мир, прежде всего, с самим собою, а потом уже и с другими.

Лучше мы сами себя осудим, чем нас осудит Господь. Если мы сами себя осудим, тогда мы знаем, что мы покаялись, и не будем больше грешить. Не судим других, чтобы не судили нас. Прощаем, чтобы и нас простили.

Господь очищает грехи. Покаяние – наивысшая добродетель и человека, и народа. Господь жалеет свои создания, потому что им приходиться страдать, и страдать напрасно, если они не приносят покаяния.

Пришел один старик к св. Антонию и говорит, что он – великий грешник, много нагрешил в своей жизни:

– Хочу, чтобы ты сказал мне, возможно ли для меня покаяние?

– Я помолюсь Господу, чтобы Он мне открыл, а ты приезжай через неделю. После молитвы Господь спрашивает св. Антония:

– Знаешь ил ты, кто этот старик?

– Не знаю.

– Это Сатана.

– Он хотел у меня узнать, возможно, ли для него покаяние.

– Возможно. Он дух и постоянно находится в движении. Пусть стоит на одном месте три года лицом на восток и молится: прости мне, Господи, мою оставшуюся злобу.

Через неделю приходит старик:

– Ты спрашивал обо мне?

– Да, тебе нужно три года стоять на одном месте лицом к востоку и молиться: прости мне, Господи, мою оставшуюся злобу.

Старик отскочил от св. Антония на одной ноге, потому что знал это, но не хотел покаяться.

Нет непрощенного греха, нет греха, который мог бы пересилить милость Божью. Святые отцы хотели знать, что такое хула на Духа Святаго. И получили ответ: Хула на Духа Святаго нераскаянное упорство и противление истине. Напрасно говорить кому-нибудь, что Бог вездесущ и Податель жизни, если человек этого не чувствует.

Из книги архимандрита Фаддея Витовницкого «Духовные поучения»

Поделитесь с друзьями: