О смирении

Все несчастия случаются с нами, потому что мы не хотим смириться. Смирение – наивысшее богатство, которым может обладать человек. Мир и радость всем от Господа! Мир и радость – наивысшее богатство и этого и того мира. К этому мы все стремимся. Мы можем здесь на земле иметь многое, все, что пожелаем, но если у нас нет мира, ничто не принесет нам пользы. А мир исходит из своего источника – Господа. Когда Апостолы затворили двери от страха перед иудеями, Господь явился им и сказал в назидание: «Мир всем!». Так и я желаю вам мира и радости от Господа. Господь наградит нас своим миром, если мы изменимся в своих мыслях и обратимся к абсолютному добру. Абсолютное добро – Господь Бог. Он желает, чтобы Его дети развили в себе Его божественные свойства.

Смирение, крайнее смирение – совершенство христианской жизни. Смирение – божественное свойство. Смирение, где бы оно ни воцарилось – в семье, в приятельстве, где угодно, изливает из себя божественный мир и радость. Смиренный человек ставит всякого человека, и даже всякое творение выше себя. Если, положив руку на сердце, мы будем искренними перед собой, то увидим, что ниже многих тварей. Посмотрите на пчелу, как она торопиться к своему делу, как она трудится, не щадя себя, без остатка. Пчела живет всего месяц и часто погибает прямо в поле, так и не вернувшись в свой улей. А человек? Сколько он думает о себе, как жалеет себя! Или посмотрите на муравья, как ему не надоест постоянно что-то тащить на себе, а когда его ноша упадет, он терпеливо поправляет ее и несет дальше. А у нас чуть что не получается, сразу же бросаем.

С нами здесь, на земле, часто случаются всякие беды и несчастия, а все, потому что мы еще не смирились. Когда душа смирится и покорится воле Божьей, тогда прекращаются наши страдания и мучения, потому что тогда они становятся нам по сердцу и по душе. В нас начинает действовать совсем другое понимание жизни, мы перестаем мыслить жизнь по законам материального мира. Мы думаем по-другому. Все вокруг нас сияет, все нам мило, все для нас хорошо, потому что все это возлюблено Богом. Мы Его творения, и все, что сотворено, принадлежит Ему. Он сотворил это все ради Себя, чтобы мы были участниками его божественной любви, божественного мира и радости.

Поднебесные духи строят повсюду мысленные затворы. Когда преподобный Антоний увидел сети, которые расставляют духи злобы, он вздохнул и воскликнул: «Кто может спастись от этих сетей?». В ответ он услышал: «Только смиренные и кроткие. Их это даже не коснется». Когда душа смирится, когда покорится воли Божьей, тогда духи злобы больше не имеют власти над ней. Потому что она находится под покровом благодати Святаго Духа, покрыта божественным огнем.

Нет смирения до тех пор, пока сердце не успокоится и не начнет бесстрастно принимать внешние впечатления. Этого состояния нелегко достичь, и оно не означает бесчувствия и безразличия к боли и страданию других людей, человек становится спокойным и сдержанным по отношению только к своим собственным желаниям, которые могут вернуть его к прежним бедам. Как отрешиться от себя и обратиться к несчастиям людей и всего мира? Самоотверженностью.

Святые отцы говорят, что совершенство христианской жизни в крайнем смирении. Но нам не легко смириться, это нужно вымаливать у Господа в течение всей жизни. Смиренные и кроткие получают благодать божью. Кто смирен и кроток, тот не враждует. Если ты его ругаешь, ты сам сердишься, а он тебя жалеет, что ты так мучишь себя.

Верный признак того, что мы обрели бесплатную божью благодать – наше смирение. Оно означает радость в сердце, незлобивость, беспопечительность и неприкосновенность, неотзывчивость на какие бы то ни было обиды и оскорбления со стороны. Особенно беспопечительность и бесчувствие к обидам. Забота – наше повседневное несчастье, которое преграждает путь миру, смирению, оно препятствует действию в нас божьей благодати. Как это тяжело! Предать все наши заботы Богу значит, предать себя божьему водительству, Божьей воле. Освободившись от забот и попечений, мы освобождаем путь к своему сердцу, в котором у всякого человека может поселиться Господь. Чистые и светлые мысли от Господа. Когда они открываются в нас, мы, смиряясь, начинаем относиться к людям, животным, растениям светло и радостно. Потому, что даже растения ждут от нас доброго отношения. Человек смиряется, если покоряется воле Божьей. Человек должен быть доволен всем в жизни и за все благодарен Богу. Нужно трудиться, нельзя лениться, нельзя мучить себя ленью. Нужно ревновать по совести, чисто, благородно возвышенно, чтобы никого не обидеть и не повредить ничего вокруг себя и самого себя.

Мы выгадываем, чтобы все было по-нашему, чтобы мир плясал под нашу свирель. А нужно мириться ради своего же добра. Если человек смирится – это его спасение и телесное и душевное. Тогда освобождается его нервная система, и тогда ему все легко, все несчастия отойдут от него. Он знает, что так должно быть, полностью смиряется. Когда человек многого хочет добиться, он сам себя мучит, не зная, что его ждет, и ничего не может совершить без божьего позволения.

Человек связан не только с той средой, в которой живет, но и со всем миром. Жизнь едина, един Источник жизни, который все пронизывает и все содержит в себе.

Видишь человека смиренного, кроткого. Ты его отругаешь и даже побьешь, а он только удивляется, как ты мучаешься. Он не сердится, когда ты его бьешь, а только жалеет тебя. На него не действует обида, он владеет собой. Поставь смиренного и кроткого в ад, ему и там будет хорошо. Над смиренной о Господе душой ад не властен. Когда мы полностью смиримся, все вокруг нас смирится. Посмотрим на Господа и будем смиренными, благостными, кроткими сердцем. Чистое сердце Бог видит, а нечистое всегда стыдится. Господь повсюду присутствует, хотим мы этого или не хотим, все Его – и небо, и земля. Он – Царь Славы. Аминь. Поэтому припадем всем сердцем к Господу и будем молиться, чтобы он научил нас быть добрыми, как ангелы и святые. И какое это благо жить между праведными, между теми, кто живет святой жизнью!

Архимандрит Фаддей Витовницкий, «Духовные поучения»

Поделитесь с друзьями: