О зависти (архимандрит Фаддей Витовницкий)

Каин убил своего младшего брата Авеля только из зависти. Все сотворенные существа ограничены, а то, что ограничено, несовершенно, но им дано совершенствоваться. Однако они пали, первыми не сохранили свое достоинство ангелы, а затем по зависти тех духов, которые пали, пали наши прародители Адам и Ева. Вот и в нас укрепилось это свойство – адская зависть. Когда злой дух видит, что какой-то человек угождает Богу и преуспевает в добрых делах, тогда он проникает в сердца других людей и настраивает их против этого божьего человека. Они испытывают зависть к этому человеку и под давлением демонов чинят ему всевозможные неприятности, разносят о нем отвратительные слухи, клевещут на него, мешают работать. Они завидуют своему брату, потому что не знают, что дух злобы обосновался в их сердце.

Беспричинная зависть не боится Бога. Зависть не боится ничего и перед лицом Бога противодействует всегда, на всяком месте. Бог – это сама любовь, а зависть не может терпеть благополучия ближнего. Один из богоносных отцов, преподобный Нил Мироточивый, который являлся монаху Феофану, поселившемуся в XVIII веке в его пещере, объяснял многие тайны Царствия Небесного. Он говорил, что зависть – это печать антихриста на сердце человека. Как это страшно для нас! А ведь мы довольно часто завидуем ближним своим, и даже ближайшим родственникам в чем-нибудь завидуем. И не обращаем внимание на то, что нужно лечиться, чтобы прийти в себя.

Зависть разоряет внутренний мир и спокойствие души. Допустим, мы мирны и спокойны, и пришел к нам один знакомый и рассказывает о ком-то, кто нам когда-то принес много неприятностей, что он добился в жизни большого успеха, чего-то достиг, и поскольку мы его не простили, тут же нами завладеет дух зависти. Вот, как мы не внимательны. Мы непрестанно должны молиться и не принимать прилогов духа зависти. А люди, все им мало. Началось это сразу после падения наших прародителей. Сразу же произошло кровопролитие. Каин убил своего младшего брата только из зависти, потому что жертва Авеля была принята, а его – нет. Отсюда все началось. И до сих пор нет мира. Все чего-то ищут как будто будут вековать, а нет ничего. Ничего.

Кажется, пришел конец. Пусть ум все время будет занят добрыми мыслями и добрыми устремлениями. В мире преобладает зависть и злоба, а это адские свойства, которые губят прежде всего тех, кто их в себе содержит, да и всех остальных. Надо, чтобы на земле влавствовало божественное свойство вечности, мир и радость, как между ангелами и святыми. Нужно, ради своего же блага, хранить в себе добрые мысли, добрые желания, тогда между нами установится гармония. В семье, и где бы мы ни оказались, мы будем распространять мирные и спокойные мысли, полные доброты. Это даст покой не только нам, но и всем, кто нас окружает, не только разумным существам, но и животному и растительному миру. И растительный мир имеет свои ощущения и читает наши мысли. Особенно сейчас нужно обратиться к Господу всем сердцем ради блага своей Родины, ради блага всего мира, потому что, если мы заняты добрыми мыслями и добрыми устремлениями, мы найдем их в вечности. Те мысли, которые здесь содержат добро, дают нам мир в вечности. А если мы заняты другими мыслями, адскими, полными зависти и злобы, когда перейдем в вечность, увидим, что мы потеряли время, когда могли бы исправиться, и не исправились. Тогда начнутся угрызения совести из-за утраченного времени, и кто же нас освободит от этого в вечности? Только Бог может освободить человека от этих отрицательных мыслей. Или, может быть, кто-то на земле вспомнит о нас и помолится Господу, чтобы Он освободил нас от тех мысленных уз, которые мы приобрели еще здесь на земле и не смогли заблаговременно избавиться от них. Мир и радость – самое большое богатство и этого, и того света.

Архимандрит Фаддей Витовницкий, «Духовные поучения»

Поделитесь с друзьями: