О воспитании детей

Об обращении детей в обществе

Как для благочестия и добродетели, так и для умственного образования весьма важно то обстоятельство, с какими людьми мы обращаемся. Особенно в юношеском возрасте весьма сильно стремление к подражанию, когда нежная душа так легко привязывается к другим и перенимает весь образ их мыслей и поступков, часто не отличая хорошего от худого.

Если воспитанник имеет счастие обращаться с такими людьми, которые заслуживают уважения по своему основательному, здравому и вместе скромному рассуждению, по своей способности живо и легко изображать предметы, и вообще по своему умственному образованию, то от сего сообщества для образования своих способностей он может получить очень важную пользу. Находясь в таком сообществе, он неприметно возбуждается к собственному размышлению, научается скоро понимать мысли других, ясно и определенно выражать свои, взвешивать доказательства и возражения и рассматривать каждый предмет с разных сторон. В обращении с образованными людьми он также услышит многое, чего иначе не мог бы услышать без напряжения, и с удовольствием научится тому, что в училище узнал бы только с трудом и может быть с принуждением. Таким образом, что в другом случае стоило бы долгого времени и могло бы легко забыться, то в обращении с людьми он изучает как бы неприметно, и предметы, о которых здесь услышит, долго не выйдут у него из памяти, так как с ними соединены приятные воспоминания о лицах, месте, времени, и т. п.

В обществе науки обыкновенно более бывают занимательны и более приспособлены к настоящим обстоятельствам и расположению воспитанника, а потому гораздо легче принимаются и долее удерживаются в памяти, нежели когда бы они изучены были в училище по книгам и в определенное время. Некоторые же предметы, как, например, живые языки и правила внешнего приличия, только в обращении с людьми и можно изучать правильно, легко и скоро.

Впрочем, обращение с людьми легко также может вести и к превратному образованию, когда, например, мальчик или юноша обращается с пустыми говорунами, мечтателями, самолюбивыми умствователями или с такими людьми, которые увлекаются заблуждениями и предрассудками, или заражены мнениями вредного духа времени.

Отселе видно, как мы должны быть осторожны в обхождении с детьми и в их присутствии! Они часто бывают гораздо внимательнее к разговорам старших, нежели к тому, что говорится непосредственно к ним. Слово, которое при таких случаях западает в их душу, иногда остается в ней на многие годы и в свое время приносит плоды жизни или смерти. Блюдите, да не презрите единого от малых сих (Мф. 18:10)!

Поэтому родители и наставники должны заботиться о том, чтобы дети не входили ни в какие худые сообщества, должны внушать им, чтобы и по окончании воспитания они всеми мерами удалялись от обращения с людьми порочными.

Сюда также относится путешествие. Обращение со столь многими и различными людьми, наблюдение иностранных произведений природы и искусств и разные происшествия и случаи, со всем этим соединенные, весьма много способствуют не только к расширению круга наших познаний, но и к исправлению многих недостатков, укоренившихся в нас на родине, и сообщают нашему характеру более твердости. Поэтому говорит пословица: «Чужая сторона прибавит ума».

Впрочем, для путешествия требуется не только значительный достаток, но и твердое благочестие, глубоко вкорененный в душе сыновний страх к Богу и некоторая зрелость тела и духа. В юношеских летах путешествие может быть безвредным и истинно полезным только в сопровождении благоразумного и добросовестного руководителя.

К сожалению, очень часто случается, что юноша из путешествия привозит в отечество только уязвленную совесть, оскверненное воображение и расслабленное тело. Как ягненок, ходя среди репейников, оставляет на них самую лучшую шерсть, так бывает и с юношами, если они без должной осторожности посещают большие города.

Архиепископ Евсевий (Орлинский) «О воспитании детей в духе христианского благочестия»

Поделитесь с друзьями: