Проповеди

Отдай кровь и прими дух

Проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия в неделю 35-ю по Пятидесятнице, Евангелие о богатом юноше

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие отвечает нам на вопрос, который является краеугольным камнем нашего спасения. В Евангелии говорится о том, как некоторый юноша, подойдя к Учителю и искушая Его, спросил: «Что мне нужно сделать для того, чтобы достичь Царствия Небесного, вечного блаженства?» В ответ на вопрос, «что нужно сделать», Господь отвечает ему, чего не нужно делать: «Не прелюбы сотвори, не убий, не лжесвидетельствуй, не кради. Вот это есть заповеди, о которых ты должен знать». В ответ юноша сказал, что он об этом знает и давно этого не делает, то есть он совершает противоположные этим беззакониям добродетели, тогда Господь ответил ему: «Поднимайся выше, иди, раздай все имение свое нищим, приходи и следуй за Мной» (См. Лк. 18:18-27).

Тогда юноша отошел от Спасителя и не смог скрыть великой печали. Он так огорчился, что всем было ясно: человек возмутился внутри, потому что это было для него очень большой мерой – раздать все и идти за Спасителем.

В духовной жизни, братья и сестры, не бывает больших перепадов, все постепенно идет, как по лестнице: либо вверх к добродетели, либо вниз к погибели. Одна добродетель тянет за собой другую, один грех влечет за собой другой. Большой пропасти нет между этими ступенями, все взаимосвязано.

Юноша отошел с печалью, он не довел до конца начатое, потому что не смог воспринять следующий этап. Подобно этому бывает в жизни, когда человек довел дело до конца, он поднимается выше и ему становится легко исполнить следующую заповедь, взойти на другую ступень неделания зла.

К святителю Митрофану Воронежскому приходили люди, и он давал им три заповеди: «Употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злаго – спасен будешь». То есть неделание зла и делание добра – это одно и то же. Поэтому Господь ответил юноше не тем, что нужно сделать, а чего не надо делать, чего надо избегать. Для начала не надо делать зла, а потом начинать делать добро.

Иногда, братья и сестры, в нашей жизни мы спотыкаемся именно об эти заповеди своим пониманием, своим решением, своим выбором. Вчера на телевидении выступал митрополит Тихон, наместник Псково-Печерского монастыря, он рассказывал об отце Иоанне (Крестьянкине). 5 февраля исполнилось пять лет, как он ушел из земной жизни в Царствие Небесное. Когда ведущая спросила владыку, что, по его мнению, является главным в духовной жизни, он начал рассказывать, как братия монастыря отвечают на этот вопрос. Один брат сказал, что главное: сделал дело – гуляй смело. Другой сказал, что главное – это послушание начальству. Третий ответил, что самое главное – ходить в храм. Четвертый говорил, что главное – вера в Бога. Когда же он в свое время задал отцу Иоанну этот вопрос, батюшка посмотрел вверх на икону, помолился, как обычно, и ответил, что главное – вера в Промысел Божий и рассуждение с советом. Вот это главное, особенно для монашествующих.

Сегодня мы празднуем память преподобных Кирилла и Марии, которые дали миру великого подвижника, печальника земли Русской, преподобного авву Сергия. Сами они в конце жизни также приняли монашество и ныне почивают в мощах в Хотьковском монастыре. Есть люди, которые выбирают другие пути: путь терпения, путь супружеской жизни, путь подвижничества, странничества, и если человек выбирает по своему характеру, по своему разуму и достойно несет этот подвиг, то обретает блаженство, приносит радость, достигает Царства Небесного и может другим помочь достичь его.

Но из этих путей монашеский путь – особенный. И этот выбор человек часто делает не до конца сознательно, особенно в наше время. Он иногда словами не может передать, почему он идет в монастырь. А идет, потому что его влечет благодать. Но очень немногие могут сказать, что́ они ищут в монашестве.

Почему юноша в Евангелии вопрошал Господа, ведь он знал, что надо делать? Он спрашивал, потому что ждал услышать еще что-нибудь новое. Так и мы читаем святых отцов, советуемся, ищем что-то более ясное, чтобы нам запомнилось подольше. Но, на самом деле, каждый из нас знает, что нужно делать. Просто иногда мы оставляем благочестие и занимаемся многопопечением: в храме или дома на молитве начинаем ходить, делать что-то, прислоняться к стене. Все это начало расслабления. Постепенно мы забываем о молитве, душа опустошается, и нам тяжело. Мы в самом легком видим большую тяжесть.

Когда едешь на машине и на дороге встречаются куры, то они, пугаясь, бегут домой. Не смотрят, что машина едет, могут под колеса попасть. Для них главное: если опасность, надо бежать в сторону дома. А если коровы? Они идут, им все равно. Машина – ничего страшного. Так и мы, когда бывает расслабление, начинаем принимать такую же позицию, как коровы или куры. Для кого-то все безразлично, а кто-то быстрее домой бежит от трудностей.

Заблуждение наше еще и в том, что мы не ищем того, что потеряли, а ищем чего-то, что нам не надо. От этого мы либо страдаем, мучаемся, отягощаем себя, нам начинает все не нравиться, либо болеем. Такое состояние от расслабления, от распущенности. Это не та болезнь, которую надо лечить лекарством, это болезнь духовная, которую надо лечить молитвой, чтением Священного Писания и, самое главное, благоговением. Когда есть благоговение, то присутствует благодать. Это очень важно в духовной жизни. Когда нет благоговения, есть дерзость, нехорошее поведение. Поэтому к каждой добродетели человек должен приложить труд.

В книге Феофана Затворника «Что такое духовная жизнь, и как на нее настроиться» одна девушка спрашивает, как жить. Она очень хотела в монастырь, стать подвижницей. Святитель Феофан ей пишет наставления, как готовиться к этому, как научиться. Он пишет ей, что самое главное в монастыре не само одеяние и не то, что ты там пребываешь, а совершить подвиг ради спасения. Но к этому нужно готовиться, чтобы там не просто существовать, а подвизаться.

Второе Евангелие, которое было сегодня прочитано, дополняет первое. В нем говорится о заповедях блаженства, которые Господь оставил своим ученикам и всем нам. Эти заповеди каждый день звучат на Божественной литургии. Все они поются красиво на разные мелодии.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). В этой заповеди есть начало радости небесной. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:5-9) – в каждой заповеди частица Царствия Небесного.

Если мы хотим представить себе Царство Небесное, то мы должны представить его как состояние души человека. Один стяжал одну заповедь и имеет одну часть блаженства, другой стяжал две заповеди и в вечность вселился, а иной – три. Насколько каждый человек больше приобретает этого богатства, исполняя заповеди Божии, настолько он бывает счастлив здесь, на земле, и там, на Небе. Поэтому и говорится, что «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:37). Так и каждый человек сияет пред Богом в своей степени, кто насколько может, кто сколько приобрел. Люди высокой духовной жизни имеют большую славу Божию, величайшее дерзновение, поэтому, когда нам бывает трудно, мы ищем таких людей, которые ярко светят.

Братья и сестры, Господь всех нас призывает к духовному приобретению через заповеди, через оставление грехов и пороков. В евангельском чтении говорится, что у юноши было большое богатство, ради которого он не смог оставить все и идти за Христом. У нас очень часто это богатство заключается в наших грехах. Мы богаты грехами, страстями, злыми привычками, мучаемся и никак не можем отстать от них: то злимся, то завидуем, то ревнуем, то не терпим, то все виноваты. Такое мнимое богатство, которое мы очень часто не можем оставить, нам мешает идти к Богу. А нам надо все это оставить и идти ко Христу, быть христианами. Никогда не надо смотреть назад, не пребывать долго в расслаблении, а быстро вставать, брать в руки Евангелие, читать его, укрепляться словом Божиим, молитвой и идти вперед. Вот тогда Господь будет укреплять нас, давать радость и начнется духовная жизнь. В душе и в теле будет легкость, бодрость, радость – это и есть печать христианина, печать того, что человек ведет правильную христианскую жизнь. Если этого у нас нет, значит, мы пока мечтаем. Мы подобны людям, которые прочитали книгу про человека, живущего на другой планете среди необычных растений, и им кажется, что они тоже будут там. Но мы будем там, когда начнем ощущать в себе, что в нас есть эта легкость и радость.

Всех вас поздравляю с воскресным днем. Желаю крепости, бодрости духа, никогда не оставлять подвиг, всегда бороться. Как говорит Господь, наша жизнь земная – это «купля житейская» (См. 2 Тим. 2:4), нужно «отдать кровь и принять дух», приложить усилие, терпение и получить радость, бодрость, благодать и мир. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 31 января 2016 г.

Поделитесь с друзьями: