Проповеди

Память смертная (проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы)

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с двунадесятым праздником Успением Пресвятой Богородицы!

Сегодня весь мир вспоминает жизнь Пресвятой Богородицы, и для людей, которые далеки от Церкви, непонятно, почему надо праздновать смерть и как смерть человека может быть радостью.

Весь смысл человеческой жизни в том и состоит, чтобы смерть человека стала праздником. Есть люди, которые всю жизнь подвизаются в смирении, в послушании воле Божией, поучаются в добродетели, читают Священное Писание, стараются жить по заповедям, исповедуются, каются, – смерть таких людей действительно становится праздником.

Жизнь человека – это величайший дар, который Господь дает для того, чтобы умножались Божия слава и добро в этом мире, чтобы прославлялся Творец и в то же время само творение, славящее Бога, получило бы этот свет, добро, красоту, созданную Господом.

В жизни Пресвятой Богородицы было много интересного, но в Евангелии написано совсем немного, и на все Богородичные праздники мы читаем вечером одно Евангелие (четвертое зачало евангелиста Луки), а на Литургии – другое зачало. В Евангелии есть еще места, где повествуется о Матери Божией: когда Она родила Сына Божиего, Господа Иисуса Христа, как бежала в Египет по повелению Ангела, как Ее преследовали, чтобы убить Младенца, – но таких мест очень немного. В этом скрывается тайна, которую приоткрыло нам сегодня Евангелие: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк.1:48). Это нежелание быть известной, почитаемой, прославляемой, нежелание быть на виду у всех, смирение, сокрытая жизнь в Боге, постоянное искание «единого на потребу», исполнение воли Божией возвеличило Матерь Божию.

В Евангелии очень много рассказывается об апостолах, о людях, которые получали исцеления, приходя ко Христу, а о Матери Божией, Которая всегда была рядом со своим Сыном, служила Ему, очень мало говорится. Но то, что написано о Ней, можно изучать всю жизнь. Если мы начнем упражняться в добродетелях смирения, послушания, то может, и жизни не хватит, чтобы стать совершенными в них, потому что нет конца совершенству.

Сегодня мы прославляем переход Матери Божией от жизни временной к жизни вечной. Для людей неверующих, не следующих по стопам Христа, живущих только сегодняшним днем и идущих по ветру, непонятно, как можно радоваться и праздновать смерть? А если мы люди верующие, то знаем, что жизнь земная – это только начало, подготовка к вечности и что смерть – это не трагедия, а всего лишь переход человека от временной жизни к вечной. Тут и раскрывается весь смысл радости: Божия Матерь переходит в вечность для того, чтобы быть ближе и душой, и телом к своему Сыну, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом.

Жизнь каждого из нас в руках Божиих, мы живем, потому что Господь нас держит в этой жизни, Он ждет нашего совершенства. А вот как мы живем, что мы тут делаем, – это обнаружится в час смерти, потому что Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу».  Человек живет, и самой жизнью оставляет отпечаток на душе, теле, лице. Кто-то умирает светлый, радостный, торжественный. Когда совершается чин отпевания, душа наполняется радостью, легкостью, это действительно бывает праздник. А бывает отпеваешь человека, и он страшный, от него исходит зловоние – и на душе тяжело. Это и есть то состояние, которое человек стяжал на протяжении всей жизни.

Когда мы вспоминаем смерть, то всегда имеем в виду жизнь. Человек думает о смерти, и он невольно вспоминает свою жизнь. В Священном Писании сказано: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сир. 7:39). Если человек всегда будет иметь пред очами смерть, как имели многие святые отцы, то будет проводить жизнь свято: не захочет раздражаться, не захочет, чтобы его любили, почитали, уважали, руки целовали. Он будет иметь в виду, что может в любой момент предстать пред Богом, умереть.

Если человеку сказать: «Ты завтра умрешь», захочет ли этот человек на кого-то раздражаться, кого-то обидеть в последний день своей жизни? Захочет ли такой человек, чтобы его почитали, уважали? Захочет ли, чтобы все было так, как он хочет? Да ему не до этого будет! Если он разумный человек, то начнет перебирать всю свою жизнь и думать, кого он обидел, чтобы поспешить примириться, где он недоделал, чтобы быстрей сделать что-то доброе, потому что понимает –  времени уже нет. Так вот, если у нас пред очами всегда будет наш переход в вечность, то наша жизнь будет прожита намного полезней и правильней и для нас, и для многих людей. Человек оставит здесь, на земле, добрую память, а в вечность перейдет в радости. Вот в этом и есть смысл жизни человека.

Каждый человек рождается для того, чтобы умереть, но чтобы умереть в Боге. Матерь Божия была извещена Архангелом Гавриилом, который принес Ей пальмовую ветвь и сказал, что Она скоро перейдет в вечность. Тогда Матерь Божия помолилась и позвала всех апостолов, которые проповедали в разных концах земли. И они пришли в Иерусалим, в дом Божией Матери, для того, чтобы в последний раз пообщаться с Ней, получить Ее благословение, наставление и с благоговением, с любовью перенести Ее тело и положить во гроб. Когда апостол Фома пришел позже других, на другой день, то очень захотел увидеть Божию Матерь. Апостолы открыли гроб, но тела не обнаружили. По преданию, Сам Христос пришел и взял Ее с телом на небо.

Ббратья и сестры, этот величайший праздник установлен в Церкви для того, чтобы каждый из нас сделал вывод о своей жизни и подумал, какова будет смерть. Где, в каких условиях, в каком состоянии, – никто из нас не знает, но очевидно то, что, каким будет человек, таким и будет его исход. Вся наша жизнь есть всего лишь подготовка к этому величайшему таинству – переходу в вечность. И очень важно, чтобы мы перешли не в преисподнюю, а Царство Небесное.

Сегодня мы с вами молимся в обители святителя Николая, в храме, посвященном Успению Пресвятой Богородицы. Сегодня здесь престольный праздник, связанный с обновлением и воспоминанием освящения храма. Этот праздник должен напоминать нам и об освящении нашего телесного храма, о котором говорится, что он бывает иногда чистым, а иногда оскверненным. Поэтому мы, приходя в церковь и участвуя в Таинствах, в молитвах, вспоминаем свой душевный, телесный храм, сердце наше, где должно также совершаться жертвоприношение – молитва Богу.

Если человек приходит в храм и понимает, что тут надо не просто стоять, а представлять, что здесь собирается Церковь Небесная, Церковь, которую составляют Божия Матерь, Архангелы, Ангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, – все  они приходят в храм на службу и невидимо предстоят пред Богом, молятся вместе с нами, то такой человек не ждет, когда закончится служба, а принимает участие в молении: отгоняет помыслы, старается  предстоять пред Богом мысленно и в сердце принимать эту великую благодать. Когда заканчивается служба, такой человек уходит домой благодатным, радостным, мирным и идет на проповедь спасения, подобно апостолам, туда, где его дом, работа и все остальное. Смысл христианства в том, чтобы, получив освящение в храме, разделять его со всеми людьми там, где мы живем, и, призывая людей в Царствие Небесное, получить спасение.

Всех вас поздравляю с сегодняшним праздником! Дай Бог, чтобы Божия Матерь, Которая «в рождестве девство сохранила и во успении мира не оставила» (из тропаря Успения), ходатайствовала о нас, и мы всегда помнили, что Она просит Сына Своего Христа Бога нашего призреть на наши немощи, помиловать нас, помогает нам восходить от силы в силу по ступеням в Царствие Небесное. Дай Бог, чтобы эта молитва Божией Матери была услышана и чтобы наше старание в ответ на эту молитву было постоянным пред лицом Божиим, пред лицом Божией Матери. С праздником!

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 28 августа 2019 г.

Поделитесь с друзьями: