Монастырская библиотека

Павел Григорьевич Чесноков

рис. Анастасии Аршавской, 1 курс

Доклад студентки 3 курса колледжа “Добрая школа на Сольбе” Александры Баскаковой

Русский композитор писал и светскую музыку, но прославился в первую очередь как церковный православный композитор. Уже второе столетие его музыка окрыляет души и пробуждает сердца, а его энциклопедическая работа «Хор и управление им» по-прежнему является настольной книгой хоровых дирижеров. Итак, знакомьтесь – Павел Григорьевич Чесноков.

Он родился 24 октября 1877 года близ г. Воскресенска (ныне г. Истра) Звенигородского уезда Московской губернии в семье сельского регента. Господь наградил мальчика звонким голосом и музыкальным слухом, благодаря чему его певческое «послушание» под руководством отца началось с самого раннего возраста. В 7 лет Павел поступил в Московское Синодальное училище церковного пения, где его учили великие хоровые дирижеры В.С. Орлов и С.В. Смоленский. Он закончил его с золотой медалью. Около десяти лет преподавал там хоровое дирижирование и одновременно был помощником регента Синодального хора. B 1903 году стал регентом при церкви Святой Троицы на Покровке («на Грязях»), хор под его руководством стал одним из лучших в Москве, несмотря на свой любительский статус.

С начала 1900-х годов он становится признанным автором духовной музыки. Вскоре получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Павел Григорьевич часто ездил с гастрольными поездками по стране, выступал на концертах как дирижер, принимал участие в работе различных регентских курсов и съездов. Один из них – летний регентский курс Смоленского в Петербурге у П.А. Петрова (Бояринова). Каждый год, в конце курсов хор регентов, под управлением Чеснокова, пел в церкви Спаса на Крови литургию, где звучали произведения как самого Павла Григорьевича (херувимские «Старосимоновская», «На радуйся»), так и других авторов: Чайковского, Гречанинова, Кастальского, Шведова.

Чесноков-регент активно проявлял себя на общественном поприще, участвуя в работе всех (кроме 2-го) регентских съездов, которые играли значительную роль в повышении социального статуса и улучшении материального положения российских регентов. Он усердно следил, чтобы каждый съезд действительно приносил конкретные результаты в решении регентских проблем.

В 1913 году, возрасте 36 лет, являяcь известнейшим регентом и автором духовных сочинений, П.Г. Чесноков поступает в Московскую консерваторию, куда его пригласил композитор М.М. Ипполитов-Иванов. Там он занимается композицией и дирижированием с С.И. Василенко. Параллельно Павел Григорьевич возглавляет несколько любительских и профессиональных коллективов, работает главным хормейстером Большого театра СССР, руководит хоровой капеллой Московской филармонии. В эти годы маэстро трудится над книгой «Хор и управление им» – важнейшим теоретическим сочинением своей жизни. Книгу долго не издавали, лишь в 1940 году его труд увидел свет. Сборник сразу стал библиографической редкостью: при выходе из печати весь тираж разошелся в считанные часы.

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда, на улице Герценa (недалеко от консерватории). По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма. Похоронен на Ваганьковском кладбище. С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Творчество великого композитора оставило большой след в церковной и светской музыке. Основным направлением П.Г. Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны.  Многие духовные сочинения Чеснокова стали очень популярны. Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением единого ритма, которые доступны, как правило, только высококвалифицированным коллективам. К сожалению, его произведения стали исполняться лишь в постсоветское время. Композитор передает в них созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке». Музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева, сделав ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня. В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) – более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова – переложение тех же произведений для смешанного состава.

Александра Баскакова, 3 курс колледжа «Добрая школа на Сольбе»

Поделитесь с друзьями: