Павел Иванович Лопатин

2018-12-17-14-18-15Мы продолжаем нашу рубрику о ярославских купцах-ктиторах и храмоздателях. Мы вновь говорим о тех, чьи имена в безбожную эпоху были забыты или оболганы. Были осквернены и построенные или содержимые на их средства городские храмы. Но, как известно, “Господь поругаем не бывает”. Минуют годы лихолетья и уцелевшие ярославские храмы вновь становятся действующими. На месте порушенных строятся новые, соименные погибшим. А вместе с возрождаемой святыней восстают из небытия и имена храмоздателей – ярославских торговцев и промышленников, представлявших купеческое сословие древнего города на Волге.

В предыдущей статье речь шла о ярославских купцах Затрапезновых, один из известнейших представителей которых, Иван Максимович, был ктитором Петропавловского храма на реке Которосли, при Большой Ярославской мануфактуре, также детище Затрапезновых. Милостью Господа, пережив безбожные годы, храм уцелел и служит людям, радуя глаз местных жителей и гостей древнего города своим величием и необычностью. И это не единственный ярославский храм, построенный купцами и доживший до наших дней. Жемчужинами и старинными святынями этого волжского города являются храмы Илии Пророка, Иоанна Златоуста, Николы Надеина и Варвары Великомученицы. О них мы расскажем в следующих статьях. А сегодня речь пойдёт об уничтоженных большевиками Успенском кафедральном соборе и храме, освященном во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Последний канул в лету и стал достоянием истории, первый, слава Богу, отстроен заново и действует. А полтора столетия назад старостой и благотворителем, то есть ктитором обоих храмов был именитый ярославский купец Павел Иванович Лопатин, представитель славного рода предпринимателей и ярославский городской голова.

Ещё при Екатерине Великой записался в ярославское купечество местный житель Яков Михайлович Лопатин, занявшийся торговлей тканями. Его преждевременная кончина не позволила семье укрепиться в купечестве, но подросшие сыновья Семён и Иван вновь записываются в это сословие, поначалу в его третью гильдию.

По воле Божией оба брата Лопатиных станут отцами будущих “отцов города”, городских голов Ярославля Павла Ивановича и Якова Семеновича. Каждый из братьев ведёт свое дело. Это очень состоятельная купеческая семья, в основе процветания которой обширная торговля ситцами и хлопчатобумажными тканями. Их торговый оборот достигает двадцати тысяч рублей серебром в год.

В непростое время, когда готовится и осуществляется Великая крестьянская реформа, с 1860-го по 1862-й годы Павел Иванович Лопатин занимает пост ярославского городского головы. К чему обязывала эта должность? Почему занимавших ее людей называли отцами города? В Москве и городах на Волге чаще всего это были представители купеческого сословия, то есть отнюдь не бедные люди. Менталитет верующего россиянина, коим всегда являлся купец, был таков, что обязывал заботиться о подопечных горожанах, как о собственных детях. Отсюда и сложившаяся система взаимоотношений: отец и его чада. Ушедшая безвозвратно старинная, патриархальная, провинциальная матушка-Русь… 

При Павле Ивановиче Лопатине в Ярославле появляется телеграфная линия, открываются первая женская гимназия и бесплатная больница для бедных. Начинает действовать Общество вспомоществования бедным и воскресные курсы, где неграмотные взрослые ярославцы могут бесплатно получить начальное образование. Сам голова в начале шестидесятых уже не только торгует тканями, но и производит их, приобретя в собственность ситценабивную фабрику. Для Ярославского пожарного двора Павел Иванович покупает пожаротушительную трубу.

2018-12-17-14-19-59Венцом же любой благотворительности является храмосозидание и ктиторство. Как говорилось выше, Павел Иванович Лопатин являлся старостой и благодетелем сразу двух ярославских храмов – Успенского кафедрального собора и церкви Сошествия Духа Святого на апостолов. Он помогал также Ярославскому Епархиальному училищу, а один из местных батюшек произнёс такие слова: “Наши приходские храмы служат лучшими памятниками его (Павла Ивановича) усердия. Они обязаны ему своим настоящим благолепием и благополучием”.

Староста храма – это всегда жертвователь на его нужды. И Павел Иванович является именно таким жертвователем. Старинные архивы донесли до нас некоторые сведения об этих пожертвованиях. Для кафедрального Успенского собора он жертвует облачения для священно и церковнослужителей, для Духовского храма – серебряные с позолотой ризы на иконы, а также оконные рамы со стеклами. И это лишь малая часть его пожертвований на опекаемые им храмы.

Сменяет Павла Ивановича на должности городского головы его двоюродный брат Яков Семёнович Лопатин, который открывает при Духовском храме церковно-приходскую школу. А родной племянник Павла Ивановича, Владимир Александрович, увлекшись фотографией и издав дюжину фотоальбомов о родном городе, один из них посвятил ярославским храмам и преподнес его местному архиепископу Ионафану.

Последним, третьим из этой семьи городским головой Ярославля был Владимир Семёнович Лопатин, вступивший на эту должность в страшном семнадцатом году и расстрелянный большевиками в восемнадцатом.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 22.12.2018 (последнее изменение: 22.12.2018)
Рубрики: Публикации