Монашеское делание

По поводу вступления в монастырь

«Много званных, но мало избранных», – говорит Господь и, – «блажени те, ихже избрал и приял Господь», – избрал из среды людей мира и призвал на исключительное служение Ему.
И тем как бы отличил их и предпочёл без всякой личной их заслуги, по одной великой Своей милости и неисследимой премудрости, устрояя и указывая каждому именно тот путь ко спасению, каким кто наиболее способен шествовать. Но да не придёт тебе никогда тщеславная, обольстительная мысль подумать о себе, что ты совершила нечто великое, оставив мир и вступив в монастырь. Помни слова Господа: «не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас». Что доброго можем совершить своими силами мы, грешные, немощные, исполненные всякого беззакония?!

Испытывая на себе великие милости всеблагого о нас Промысла Божия, будем благодарить Его и сокрушенным сердцем взывать к Нему… И не одними лишь словами благодари Его, но постарайся и делами добрыми доказывать эту благодарность; постарайся, чтобы вся жизнь твоя служила доказательством твоей искренней любви к Господу, сыновней преданности и послушания Его святой воле…

Могу сказать тебе, на первый раз, лишь одно слово, но слово такой важности, что от исполнения его будет зависеть все твоё дальнейшее преуспеяние, твоё личное спокойствие и мир душевный, который и есть первое условие спасения нашего. Вот это слово: постарайся всех любить!

О происхождении монашества и об общежитии

Святитель Василий Великий говорит, что «образ монашеского общежития есть истинное подражание образу жизни Господа Иисуса Христа с Его учениками».

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Небесный огнь, принесенный на землю Богочеловеком – возгорелся в сердцах людей, воспламенил в них жизнь новую, оживотворил их дух, подавленный чувственностью, и воскриленная им свобода ума восчувствовала потребность и силу воспрянуть от дольняго к горнему».

Чем сильнее возгоралась эта искра, тем сильнее ощущалась потребность высвободиться от опутывающих душу теней мирской жизни и предаться уединению для беспрепятственного внимания «единому на потребу».

О повиновении старшим

«Кто тя постави судию над нами?»

Если велик и тяжек грех осуждения ближнего, хотя бы равного или и младшего себя, то не страшно ли осуждать и злословить стариц-инокинь, и тем ещё более тех из них, которым вручена душа твоя для духовного руководства ее на пути спасения, тех, кои взяли на себя ответственность за твою душу не только пред земными начальниками, но и пред Самим Владыкою Богом.

«Сердцами начальствующих Бог управляет»

Следовательно, каждое распоряжение и постановление настоятельницы ты должна принимать как от руки Божией, памятуя слова Апостола, что «противляющиеся власти Божию повелению противляются, а противляющиеся Божию велению себе грех приемлют».

С Полною верою, с искреннею любовию подчини себя твоей старице, отвергни всякое мудрование, которое для послушника, вступающего на путь монашеской жизни, есть гибель душевная; особенно избегай его по отношению суждений и как бы проверки действий старицы и ее личных качеств; что тебе до сего?

Не жалей себя: саможаление, равно как и самооправдание, мешают делу спасения инока и запинают его на пути преуспеяния…

Благоугождению Господу, не научиться без смирения и самоуничижения.

Смотри, чтобы этот недостаток елея не оказался и в тебе недостатком смирения и послушания, без коих угаснет твой светильник веры и мнимого усердия. Великой чести возжелала ты – соделаться невестою Христовою, сподобиться вечного с Ним царствования; а достигнуть сего думаешь без трудов и подвигов самоотвержения. Не забывай, что «добрая дела трудом стяжаваются», а труд ли это – подчиниться воле руководящих нас на пути спасения, идти которым мы сами же пожелали, сами просили и молили быть принятыми под это руководство.

Своим непокорством и своеволием Ты осложняешь труд твоих руководительниц, труд и без того нелегкий, и причиняешь им скорбь и воздыхание.

Послушание есть основание и фундамент иночества, которое и зиждется именно на послушании прежде всего. Какие бы подвиги и труды ты ни предпринимала, но если совершаешь их по своему мудрованию и по своей воле, а не по благословению руководящих твоим спасением, то есть не по послушанию, – все таковые не могут быть приятны Богу, как плод своеволия.

Смотри на старицу свою (келейную) и на общую вашу мать игумению, как на посредниц твоих к Богу, которые всю жизнь свою посвятили на попечение о твоём спасении, им нет большего горя, как непокорство ваше и неисправность; и наоборот, нет большей радости, как видеть вас преуспевающих в богоугождении и святости…

Из писем игумении Таисии Леушинской к новоначальной инокине

Поделитесь с друзьями: