Почему за каждую мысль нужно отвечать?

– Почему за каждую мысль нужно отвечать? Ведь порой в сердцах ругаешься мысленно, но никто же этого не слышит?

– Бог всеведущий, Ему открыты и все наши мысли. И Господь может открывать это знание Своим избранникам. Например, человек только еще собирается к старцу, он вообще в другом городе, а старцу уже известны его намерения. Такой дар не всем дается, наверное, это и хорошо: ведь мысли бывают у нас от Бога, бывают свои, а бывают и от демонических сил. Мало кто в себе может различить откуда та или иная мысль, что же говорить про чужие мысли!

Не за каждую мысль мы будем отвечать: если бесы предложили нам греховный помысел, а мы его не приняли, то в этом нет греха. А вот если началось рассмотрение этого помысла, то это уже начало греха. И это начало ответственности, потому что мысль предшествует действию. Семена греха через это начинают давать свои ростки. Нужно понимать, что когда мы бездумно смотрим телевизор, разного рода передачи и фильмы, вредные для нашей души, то все эти образы проникают в наше сознание, влияют на наши мысли. Порой что-то мы и вспомнить не сможем, даже если очень постараемся, но на бессознательном уровне это оставило свой шрам на нашей душе.

В отношении второй части вопроса: хорошо, что человек сдерживается, потому что в этой ситуации грех ругательств только его самого травмирует, а в случае их произнесения, это задевало бы и других людей. Но ведь самого-то человека то зло и раздражение, которым он позволяет оформиться в мысленные ругательства, все равно ранит; поэтому необходимо стараться в себе это преодолеть.

Народ сейчас матерится не задумываясь, а это язык сатаны, через который они допускают демонам влиять на их жизнь. Поэтому в самых разных аудиториях всегда призываю отказаться от мата: ведь многие просто не понимают того, насколько это страшно.

Как это сделать? Надо, как пишет апостол Павел, иметь в себе ум Христов, тогда греховная грязь не сможет проникнуть в наше сознание, она будет им отторгаться. Очищать себя нужно через уклонение от греха и творение добрых дел, молитву, исповедь и причастие. Нужно хранить в себе благодать, которую мы получаем причащаясь. Для этого надо уклоняться не только от всякого зла, но и от любых пустых разговоров, всего, что отвлекает от Бога. При этом нужно понимать, что, например, помощь тому, кто в ней реально нуждается, особенно если кроме нас никто другой ее оказать не может, – это не то, что отдаляет от Бога, а то, что приближает к Нему.

Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»

Поделитесь с друзьями: