Проповеди

“Подражайте вере их”

Проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия в неделю святых праотцев

Дорогие братия и сестры, приближается величайший праздник пришествия в мир Христа Спасителя, и мы сегодня за Божественной литургией читали уже Евангелие, как это всё было. Мы вспоминали это сейчас, и вспоминаем на каждой литургии, потому что литургия состоит из трех частей, первая из которых – проскомидия – начинается с того, что на Жертвеннике рождается Христос. И каждый раз мы на каждой литургии вспоминаем это величайшее событие – Рождество по плоти Господа нашего Иисуса Христа ради спасения нашего. Воссиял Свет Разума для того, чтобы мы пользовались этим великим благом. Свет Разума – это сам Христос, и мы должны свой разум подчинить столь великому и светлому Разуму – Господу – и жить в этом свете, и тогда никакая тьма нас не объят, не помешает нам, не обнимет, не поглотит этот свет.

Сегодня мы вспоминаем святых отцов, которые жили до пришествия в мир Христа, жили верой, и многие из них, почти что все они не дожили до тех времен, о которых они проповедовали, что придет Христос. Они умирали и шли в темное место, место, где не было благодати Божией. И вот только когда Христос пришел на землю, когда Иоанн Креститель был усечен мечом и пошел в ад, он начал всем праведникам, этим нашим праотцам рассказывать и проповедовать, говоря: на земле уже родился Тот, о Котором вы проповедовали веками и уже скоро, скоро будет наше избавление отсюда. Вот, когда Христос на Кресте умер за человечество, Он сошел во ад, и всех этих праведников, отцов поднял в вечное блаженство. И сегодня мы молимся святым отцам, святым праотцам, пророкам, царям, судьям, которые жили праведно пред Богом, веруя в будущего Мессию.

_______________

Братия и сестры, поздравляю с воскресным днем! Этот воскресный день необычен тем, что совпадает с предпразднством великого праздника Рождества Христова. И сегодня во время Божественной литургии было прочитано послание апостола Павла, который напоминает нам о тех самых верующих и верных людях, которые сохранили веру, страх Божий, благоговение перед Богом и передали будущим поколениям до пришествия в мир Христа Спасителя. Написано в Евангелии, что 14 родов таких мужей было от Авраама до Давида, 14 – от Давида до переселения Вавилонского, 14 – от переселения Вавилонского до Рождества Христова. Трижды по 14 таких было святых, через которых произошел по плоти на Земле Христос. Сегодня как никогда ясно и доступно открывается нашему взору, какой жизнью жили эти люди и почему Господь выделяет именно веру их. Потому что вера стоит во главе всех остальных дел на пути к Богу. Если человек не верит, что есть Бог, как такой человек может ему угодить? Если человек не верит, что есть загробная жизнь, зачем ему трудиться, поститься, совершать молитвы, добрые дела? Но когда люди имеют веру и по-настоящему свидетельствуют об этой вере любовью, по словам апостола, который говорит: вера любовью поспешествуема, то есть вера и добрые дела. Апостол Иаков говорит: покажи веру из дел твоих, а я покажу веру из дел моих.

Мало сказать, что мы верующие люди, об этом даже не нужно говорить, нужно жить, и по жизни, по поступкам человека открывается наличие его веры и насколько эта вера действует в человеке. Если человек действительно верит в Бога, он никогда не пойдет против своей совести. Если человек верит в Бога, он не будет идти путем греха. Если человек верит в Бога, он будет жить Богом и радоваться Богу, и передавать это настроение всем вокруг себя.

И что же совершается, когда человек унывает, когда человек теряет смысл жизни, когда человек живет в робости, недовольстве, ропоте? Это о чем говорит? Это говорит о том, что человек охладел верой. И не просто охладел умственной верой, он охладел верой по существу, т.е. он не живет в вере.

Нам нужно постоянно помнить, братья и сестры, что вера наша, вера православная христианская, это не просто учение, не просто система понятий. Это – жизнь. Потому что Христос уходя сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Совершая первую евхаристию, раздавая хлеб и вино Он сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. Пейте от Нея, потому что это Кровь Моя Нового Завета. Сие творите в Мое воспоминание. И вот мы не должны думать, что те праведники, которые пронесли эту веру в единого Бога, веру в Спасителя, Искупителя, пришедшего в мир, что на них эта цепочка закончилась. Нет, конечно, потому что как, каким образом мы получаем прощение грехов, которое принес на Кресте, на Голгофе Спаситель мира? Через приобщение Его Таинств, через покаяние, через вкушение Тела и Крове Его. А если бы не продолжилась эта цепь людей верующих, этих светильников: апостолов, святителей, мучеников, преподобных, то как бы имели мы Церковь, Таинства, священство и могли бы вкушать Тела и Крове Христовой и получать жизнь вечную?

Поэтому сегодня, как и всегда, и до пришествия в мир Спасителя, и до переселения Вавилонского, и до пленения Вавилонского, и после изгнания наших прародителей из Рая, были праведники, которые хранили веру. Так и сегодня есть люди, которые хранят веру. В какой-то мере мы с вами это делаем, но в высшей степени это делают праведники, это делают люди, которые день и ночь предстоят пред Богом и воздыхают с молитвой о всем мире. И вот за счет этих молитв стоит мир. Потому что мы знаем, что грех, который допускает человек, он есть первоначальная причина всех наших бедствий. И когда мы хотим, чтобы ушли бедствия, болезни, скорби, то мы должны понимать, что все это следствия, а причина укореняется в нашей душе, там, где мы допускаем грехи. И поэтому сегодня идет война, ожесточенная война. Одна часть людей идет по пути греха, и не просто совершает грех, а грешит последней степенью греха – вовлечением в грех других людей: они соблазняют людей идти против Бога, против правителей, против начальства, против родителей, против устоев, против здравого смысла, для того, чтобы разрушить этот мир. Это споспешники диавола. Когда оправдывается грех, когда оправдывается смерть, когда оправдываются убийства, убийства лучших людей – это путь греха. А вторая часть людей это те, кто терпят. Терпят напраслину, терпят скорби от таких людей, людей, которые являются последователями Каина, которые в этой жизни разрушают и убивают. Но верующие люди призываются Богом не мстить этим людям, не стоять своею силой против этих людей, но поднимать руки и молиться, чтобы Господь Сам сделал так, как нужно. Господь говорит: «Мне отмщение, Аз воздам». Если только верующий человек начинает отдавать тем же, что получает от врагов Божиих, то он сразу попадает на уровень этих людей и отпадает от благости Божией. Если человек терпит, воздыхает пред Богом, просит Его помощи, просит Его защиты, то включается правосудие Божие, и Господь устраивает так, как нужно.

Сегодня мы видим, что весь мир окутан злом, мир окутан грехом, мир окутан безбожием. Люди в основном стараются выгнать Бога из этого мира, разрушить храмы, разрушить состояние людей, настроенных духовно, для того, чтобы как можно скорее приблизить пришествие антихриста. Но нас это не должно смущать. И когда говорят, что вот начнется война, вот скоро будет беда, – не надо расстраиваться, потому что мы потеряем мир и молитву одновременно, и будет плохо нам раньше времени, до того, как начнется война. А нужно понимать, что война начинается так, как и первоначально началась в истории человечества. Война началась в Раю, когда Адам и Ева нарушили заповедь Божию и противостали Богу. Война началась у Адама и Евы с Богом. Вот эта война, несмотря на искупительный подвиг Христа Спасителя, разделила людей добрых, ищущих спасения, и людей злых, ищущих уничтожения этого мира, созданного Богом. И вот если идет война, если идет разделение Церквей, если идут пожары и бедствия, то мы должны понимать, что начало в нашей душе. И в первую очередь переживать надо не за то, что начнется третья мировая война (когда нужно – она начнется), но за то, когда начинается война у нас в душе против Бога. Когда мы вместо того, чтобы идти в храм, нежимся на кровати, вместо того, чтобы сделать послушание, мы ропщем, недовольствуем и совершаем свою волю, вместо того, чтобы помочь и поддержать, подставить плечо ближнему и стать его помощником, когда он нуждается в этом, мы отходим и думаем только о себе, – вот об этой войне нужно помнить. Вот в этой войне нужно побеждать, а все остальное – в руках Божиих.

Сегодня мы вспоминаем праведников, о которых апостол говорит, что весь мир не был достоин их, которые в пустыни скитались, в ущельях земли, в голоде, в холоде ради Бога, ради того, чтобы угождать Богу. А что, разве Богу нужно, чтобы эти люди страдали? Нет. Но человеческая природа такая, что если человек страдает, то он чаще всего доставляет страдание другим, своим ближним. А если он страдает, то он очищается и становится лучше. И вот через страдания очищается каждый человек. Через скорби, через болезни, через трудности человек очищается, становится более праведным, правильно начинает относиться к людям, потому что он пережил, когда ему было тяжело, и он может понять человека, которому тяжело.

Вот сегодня мы с вами призываемся в ряды этих отцов наших, этих праведников, которые стяжали веру и передали будущему поколению. Сегодня не меньше с нас требует Господь этой веры, этой жизни христианской истинной, жизни по совести, жизни ревностной, жизни святой, потому что сегодня во многом от нас зависит, какое противостояние будет всеобщему злу в мире и сколько будет праведников, которые будут стоять день и ночь умилостивляя Бога о том, чтобы Господь пощадил мир грешный. Вот столько и будем жить. И столько будет нам хорошо.

Поэтому не надо отвлекаться сегодня на мишуру, на блага, на то, что пройдет, не надо отвлекаться даже на те скорби, опасности, трудности, на эти провокации, что начинается война, вот сейчас будет голод, вот сейчас будет печать. Всё будет, когда мы опустим руки. И пока мы будем поднимать руки, как в те времена, когда пророк Божий Моисей держал руки и ходатайствовал о том, чтобы Господь победил врагов, вот сколько мы будем поднимать руки к Богу и с верой ожидать Его милости, не будет ни войны, ни голода, ничего. А что будет, когда мы опустим руки, вот эта горстка нас христиан, которых осталось совсем мало? Христиан православных очень мало, и кроме этого в нас очень мало веры, очень мало силы, очень мало того, что должно быть. Но, как говорится, для того, чтобы посолить килограмм мяса, не нужен килограмм соли, достаточно маленькой горсточки, чтобы это мясо было посолено. Так и христианство, так и каждый из христиан, если будет иметь соль, как говорит Господь в Евангелии, будет иметь дух, и ум, и внимание, то осолит весь мир, не даст испортиться. А если и в нас, в этой маленькой горсточке христиан, потеряется вера, потеряется упование на Бога и вера в промысл Его, потеряется молитва и жизнь по совести, тогда не минует нас беда. Тогда испортится всё и будет всеобщая беда.

Дорогие братия и сестры, приближается величайший праздник пришествия в мир Христа Спасителя, и мы сегодня за Божественной литургией читали уже Евангелие, как это всё было. Мы вспоминали это сейчас, и вспоминаем на каждой литургии, потому что литургия состоит из трех частей, первая из которых – проскомидия – начинается с того, что на Жертвеннике рождается Христос. И каждый раз мы на каждой литургии вспоминаем это величайшее событие – Рождество по плоти Господа нашего Иисуса Христа ради спасения нашего. Воссиял Свет Разума для того, чтобы мы пользовались этим великим благом. Свет Разума – это сам Христос, и мы должны свой разум подчинить столь великому и светлому Разуму – Господу – и жить в этом свете, и тогда никакая тьма нас не объят, не помешает нам, не обнимет, не поглотит этот свет.

Сегодня мы вспоминаем святых отцов, которые жили до пришествия в мир Христа, жили верой, и многие из них, почти что все они не дожили до тех времен, о которых они проповедовали, что придет Христос. Они умирали и шли в темное место, место, где не было благодати Божией. И вот только когда Христос пришел на землю, когда Иоанн Креститель был усечен мечом и пошел в ад, он начал всем праведникам, этим нашим праотцам рассказывать и проповедовать, говоря: на земле уже родился Тот, о Котором вы проповедовали веками и уже скоро, скоро будет наше избавление отсюда. Вот, когда Христос на Кресте умер за человечество, Он сошел во ад, и всех этих праведников, отцов поднял в вечное блаженство. И сегодня мы молимся святым отцам, святым праотцам, пророкам, царям, судьям, которые жили праведно пред Богом, веруя в будущего Мессию.

А мы с вами имеем величайшее счастье, что живем в те времена, когда Христос Мессия уже пришел, когда Он уже совершил дело нашего спасения, и мы пользуемся этим величайшим даром, мы имеем возможность получать отпущение грехов. А ведь ни в одной религии, ни в одной вере нет такого, что есть Церковь, где есть Таинства, где есть священство, где человек может прийти и, покаявшись, получить прощение всех грехов. И насколько мы этим пользуемся? Я не говорю о тех людях, которые не крещеные, не христиане. Я говорю о тех, которые крестятся формально, ропщут, что проходят огласительные беседы, что их учат вере. Они хотят просто формально покреститься и больше никогда не вспоминать. А спрашиваешь человека элементарные вещи о Церкви, о Боге – он ничего не знает. Верующий? Верующий. Но как можно верить, когда не знаешь ничего? Ведь человек верит в то, что знает. Если он не знает о Боге ничего, как он может верить? А чтобы человек знал, надо, чтобы были проповедники. А чтобы были проповедники, должно быть учение. И поэтому здесь идет непрерывная связь: есть Евангелие, есть апостолы, проповедники, есть священники, которые эту проповедь доносят до наших дней, есть слушающие и исполняющие. Если в этой цепи нет слушающих и исполняющих, то тщетна эта проповедь, значит, она идет впустую.

Когда людям начинаешь говорить так, они спрашивают: и что нам делать? Начинать надо регулярно ходить в храм. С этого начинается церковная христианская жизнь. Без регулярного посещения храма Божия каждые субботу вечер и воскресенье, каждый праздник, не будет жизни христианской. Потому что, если бы мы могли жить своими силами, зачем бы пришел Христос? Мы можем держаться на плаву, мы можем держаться в жизни христианской только в Церкви и только участвуя в Таинствах. Потому что Господь говорит, что без Меня не можете ничего делать. И когда апостол спрашивает: кто же может спастись, то слышит ответ: человекам это невозможно, но Богу возможно. И когда человек приобщается Богу, когда человек приходит в храм, он укрепляется в вере, он становится более сильным и подвигает жизнь христианскую в мире.

Когда человек дома утром и вечером неопустительно читает утренние и вечерние молитвы и ходит в храм, в таком случае такой человек будет всегда разогрет благодатью и не подпадет соблазну и уловкам врага рода человеческого. А если не будет регулярного посещения храма, не будет участия в Божественной литургии, не будет молитвы, то быстро нам закружит голову компьютеризация, все эти вайберы, то, что больше всего не нужно.

Поэтому будем постоянно подражать тем людям, тем праотцам, тем отцам, которые держали веру, которые укрепляли веру и передавали будущим поколениям. Для того, чтобы найти ответ на страшном суде Христовом, когда придет тот страшный момент, когда душа наша встретится у престола Святой Троицы с Богом.

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, и всех вас с воскресным днем и с надеждой на наше спасение, ради которого пришел на Землю Христос Спаситель. Аминь.

5 января 2020 г.

Поделитесь с друзьями: