Посещение монастыря Правящим архиереем, епископом Переславским и Угличским Феоктистом

Владыка Феоктист на Сольбе 11.04.201911 апреля, в Четверток Великого канона, Литургию Преждеосвященных Даров в Николо-Сольбинском женском монастыре совершил правящий архиерей, епископ Переславский и Угличский Феоктист.

По окончании Литургии Владыка произнес проповедь на основе примера из Книги Бытия о том, что никогда нельзя осуждать других.

«Дорогая Матушка Еротиида, дорогие сестры, учащие и учащиеся. В сегодняшний день Церковь установила совершать Литургию Преждеосвященных Даров в связи с тем, что вчера читался Великий покаянный канон. Но сегодня уже другой день, мы сегодня празднуем другого святого, потому что день у нас совершается, по традиции, с вечера, а Литургия, это уже вечерня. Так вот собственно Литургия сегодняшняя никакого отношения не имеет к Мариину стоянию, канону Андрея Критского и к Марии Египетской.

В этом солнечном круге, который начался сейчас, мы слышали с вами рядовое чтение из Книги Бытия о том, что бытописатель Моисей от лица Бога говорит такие слова, которые могут показаться очень соблазнительными, потому что они совершенно никоим образом не согласуются с догматическим учением о Боге христианском. Это чтение начинается со слов самого Бога, что дошел до Меня вопль о Содоме и Гоморре, о том, что они развратились, сойду и посмотрю, так ли это на самом деле.

То есть получается, что Бог не всеведущ и у Него есть некие пробелы в знаниях. Бог, которого мы исповедуем наполняющим всё во всём, Бог, который вездесущий, Бог, которому нет необходимости перемещаться с места на место, Бог, от которого нет и не может быть ничего тайного, Он говорит в Книге Бытия: сойду и посмотрю, таковы ли эти люди, каков вопль о них, дошедший до Меня.

И эта фраза может поставить вопрос, и перед многими людьми ставит: а тот ли это Бог? То есть равен ли Бог Ветхого Завета Богу Нового Завета, или это разные существа совершенно? Так вот православная наша, и шире христианская экзегеза, токование, говорит вот о чем по этому поводу: что через эту фразу Боговидец Моисей выражает мысль о долготерпении Божием. Бог, безусловно, знает, какова ситуация в Содоме и Гоморре, Ему для этого не надо никуда сходить, перемещаться. Но, откладывая наказание, Он тем самым показывает свое долготерпение. Он дает еще одну возможность этим людям покаяться. И пример здесь действий Бога: с одной стороны, Он нас учит долготерпению, а с другой стороны – личному вхождению во все обстоятельства дела.

Если фиксировать свои мысли, взять какой-нибудь блокнотик и начать ставить плюсики или галочки каждый раз, когда мы выносим суждение о какой-то ситуации, о каком-то человеке, о каком-то поступке человеческом, если это делать в течение дня, то получится, я думаю, несколько сотен таких вещей. И вот тут вопрос: всегда ли мы поступаем так, как поступает Бог? Бог всеведущий ограничивает свое знание, говорит, сойду и посмотрю, таково ли это, так ли на самом деле, как говорят. Но если мы слышим что-нибудь плохое о человеке, или даже видим, что плохо поступает, мы не пытаемся разобраться в существе этого дела, мы выносим приговор. Если, конечно, мы этого человека не знаем или он нам не симпатичен. Если человек нам симпатичен, и мы его любим, то мы его оправдываем. Чаще всего мы не разбираемся.

И вот здесь очень серьезный и базовый вопрос: Бог всеведущий, знающий человека, знающий все сокровенные человеческие мысли и все мотивы поступка, Он – не спешит с вынесением приговора; мы же, которые не знаем ничего ни о ком, которые о себе самих не можем толком сказать, почему мы поступаем так или иначе, мы – без всякого рассуждения выносим приговор и, как правило, почти всегда это глупый приговор.

И мне думается, что Книга Бытия нас, во-первых, обличает, а во-вторых, это еще один пласт для размышлений, почему мы не можем осуждать друг друга. Есть несколько путей и один из них, это размышление о таких вот примерах из Священного Писания. И мне думается, что этот пример один из исключительных. Бог себя ограничивает, мы же ничем не ограничиваем себя, когда выносим приговор.

Дай Бог, чтобы этот пример из Священного Писания, попал в копилочку наших примеров, и когда придет время, чтобы мы вспоминали, что Бог поступает совершенно по-другому, и когда мы действуем не так, как действует Бог, мы попадаем в область соработничества богопротивнику и человекоубийце искони, диаволу. Дай Бог, чтобы такого не было. Дай Бог, чтобы мы были постны на гнев и не спешили выносить решение о ком бы то ни было.

Благодарю вас за совместную молитву. Помощи вам всем Божией».

После Литургии состоялась общая трапеза, на которой хор «Сольба» выступил с небольшим концертом, а затем сестры и девочки подарили владыке изделия монастырских мастерских. 

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 13.04.2019 (последнее изменение: 13.04.2019)
Рубрики: Новости