Поучение о том, что родители ничем не могут оправдать своей виновности в небрежном воспитании детей

IMG_8064Есть у тебя сыновья, учи их и с юности нагибай шею их (Сир. 7:25)

Общая жалоба в наше время что большая часть наших детей, не говоря о юношестве, плохо воспитывается; сами родители много и часто жалуются на это. И жалобы эти, к сожалению, вполне основательны…

Прежде всего, вы указываете на отсутствие в детях скромности, на грубость, своенравие, дерзость, дикость. Стоит только взять во внимание непочтительное обращение детей с родителями, учителями и старшими… Вы сами жалуетесь на непослушание, на лживость детей; вы сами не скрываете их легкомыслия, которое не хочет заняться никаким серьезным делом; вы сами указываете на рассеянность, страсть к удовольствиям, на испорченность детского сердца, на то, что дети уже знакомы с тем, что и взрослыми честными людьми произносится с краской на лице и что, по словам апостола, не должно быть именуемо у христиан. Но кто же виноват во всем этом?

Верный и короткий ответ на этот вопрос будет такой: если дети дурно воспитаны, то большая часть вины падает на родителей. Не многие, конечно, родители согласятся с этим; большинство же говорит и думает, что они добросовестно исполняют свои обязанности. Но кто же в таком случае виноват, если дети ваши не так воспитаны, как бы следовало? Может быть, станете жаловаться на Бога? Но Бог все устроил, чтобы сделать возможным доброе воспитание ваших детей. Он от начала установил брак и сделал неразрывным брачный союз, чтобы отец и мать своей совокупной любовью к детям направляли их к добру. Господь Иисус Христос возвысил брачный союз в Таинство, даруя родителям необходимую благодатную помощь к исполнению обязанностей христианского воспитания детей. Он дал ребенку Ангела-хранителя; в Таинстве Крещения смыл с души его первородный грех, и в Таинстве Миропомазания снабдил его особенными благодатными силами, так что всякое посеянное доброе семя должно восходить и расти, если только родители содействуют сему; в Таинстве Причащения они теснейшим образом соединяются со Христом, укрепляют свою духовную жизнь и получают залог вечной жизни. Что же еще больше мог сделать Бог, чтобы облегчить родителям их задачу? Нет, не в Боге вина, если воспитание не удается, если дети наши плохи.

Но, может быть, виноваты законоучители и учителя? На это отвечу словами одного древнего языческого писателя (Квинтилиана): «Дети не в школе получают испорченные нравы, но приносят их с собой в школу. Обыкновенно зло приходит от родителей, которые подают им дурной пример в самом раннем возрасте. Дети слышат и видят в доме такие вещи, которые должны бы долго в их жизни оставаться неизвестными; многое беззаконное и греховное становится рано для них привычкой; бедные дети делаются порочными прежде, чем узнают, что такое порок». Это верно; поступившие в школу дети, с которыми приходится заниматься законоучителю и учителю, уже часто бывают испорченными в доме и приносят в школу дурные навыки, привычки, как, например, ложь, обман, скрытность, дерзость в обращении и т.п. Да и что в короткое время пребывания в школе могут сделать законоучитель и учитель, когда бывает так, что в семье встречается прямое противодействие тому, что внушается в школе? Это знает и видит каждый законоучитель и ничего не поделает против этого.

Но, может быть, вина в самих детях, что они бывают неудачникам? Нет, слушатели! Из ребенка можно сделать, что угодно. Его душа подобна мягкому воску; на ней можно начертать образ Божий или образ диавола. Каждый человек становится тем, к чему его воспитывают. Часто родители называют своих маленьких детей ангелами, но превратным воспитанием делают все, чтобы из них вышло существо, совершенно противоположное ангелу.

Но, скажете, что в некоторых детях имеются дурные наклонности?

Действительно, это часто бывает, как следствие первородного греха: иное дитя явилось на свет с такой или иной наклонностью ко злу; иное дитя от природы строптиво, самолюбиво, сердито, лениво; но не забывайте, что это в нем наклонность и расположение ко злу. Для того и воспитание существует, для того и родители, чтобы не допустить развиться этим наклонностям. Посредством «дрессировки» можно укрощать ведь и львов и гиен, которые как бы забывают свою лютость и свирепость; почему же у разумного человека нельзя обуздать злых наклонностей «добрым воспитанием»? Они становятся только тогда пороками, когда оставляют их расти беспрепятственно, не сдерживая их здравым христианским воспитанием.

Но скажете: «мой мальчик, моя девочка такие прекрасные были дети, но от своих товарищей и подруг они усвоили дурные привычки и пороки, каких прежде не имели»; значит, виной всему соблазн, пример. Но хотя бы и так, — скажите, однако, кто виноват в том, что дети ваши вступают в знакомство и ведут компанию в нехорошем обществе?

Разве не входит в обязанность родителей смотреть, с кем ведут дружбу дети их? Хороший ли то пастух, который смотрит, как стадо его идет, куда хочет, и потом часть его застрянет в болоте? И если родители предоставляют своим детям свободу идти, куда и к кому хотят, на ком же ответственность за испорченность детей? Конечно, ни на ком больше, как на родителях.

Посмотрим еще, не могут ли родители свалить вину дурного воспитания на пагубный дух времени? Многие родители это и делают, жалуясь: «Время стало ныне гораздо хуже прежнего; прежде, когда мы были еще молоды, было совершенно иначе: было больше страха Божия, дети слушались родителей и почитали их гораздо больше». Нельзя отрицать, что в этих словах много правды.

К сожалению, нынешнее время и господствующий дух времени действительно нехороши: признание авторитетов ныне не в обычае, уважение к духовной и светской власти, почтение к учителям и старшим не у многих ныне обязательны. К сожалению, несомненный факт, что злой дух времени оказывает свое влияние на детей, особенно на обучающееся юношество. Но неужели родители ради этого свободны от обвинения? Разве нет никакого средства защищаться от этого духа времени и воспрепятствовать пагубному влиянию на детей?

Скажите сами: если на дворе дует холодный ветер, не притворяете ли вы дверей и окон, чтобы холодный воздух не врывался в комнату? Так и злому духу времени можно преградить доступ в семью христианским воспитанием и порядками дома. Конечно, если сами родители, особенно отцы, благоговеют перед духом времени, думают, что нельзя плыть против течения, тогда и дети не могут защититься от вредного влияния его.

Что я говорю, подтверждается и Словом Божиим, потому что в нем говорит Святой Дух — дух Истины: «Не хвали человека прежде смерти его, — сказано еще в Ветхом Завете, так как человек узнается по детям своим». По образу жизни детей, значит, узнаются родители, а также их деятельность в воспитании детей; и в языческом мире родители были ответственны за проступки своих детей. Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за известные проступки сыновей и дочерей были наказываемы отцы и матери. Почему?

Потому что родители добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки детей своих. Философ Диоген ударил по щеке отца, сын которого говорил в присутствии его беспутные речи. За что? За то, что отец не воспитал своего сына так, чтобы тот стыдился произносить подобные речи.

Итак, вы видите, слушатели, что именно родители виновны перед Богом, если дети их не таковы, какими должны быть. Когда вы видите в саду одичавшее дерево, то никому из вас не придет на ум бранить дерево, так как владелец сада ответственен за состояние растущего в его саду дерева; равным образом, если кто имеет в своем доме недобрые, не христианские порядки, непослушных, недобрых детей, то он сам ответственен за это. Примите же к сердцу это, все родители! Подумайте об этой ответственности. Ваша задача — привести ваших детей к Спасителю. Пустите детей приходить ко Мне, — говорит Он. Горе родителям, которые препятствуют в этом свои детям; горе родителям, которые своим нерадением в воспитании виновны в погибели детей своих. Аминь.

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней (Орда) «О воспитании детей»

Иерарх Русской Православной Церкви, преосвященный Ириней (Харисим Михайлович Орда, 1837 — 1904), был замечательным духовным писателем, редактором и переводчиком. Особое внимание в своих трудах он уделял проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения.

Поделитесь с друзьями: