Поучение о том, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста

IMG_8046Немногие ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых, даже по-своему благочестивых и добрых, родителей дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них характером. Одну из главных причин этого нужно видеть в самих родителях. Многие часто бывают или вообще беспечны к религиозно-нрав­ственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются неосмысленной любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к пре­достережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых сове­тов. Когда же затем детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно.

___________________

Есть у тебя сыновья, учи их и с юности нагибай шею их (Сир. 7:25)

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на моло­дое, пустившее уже, однако, глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, — сказал он своему авве, — ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особенных уси­лий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но легко совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл дастся такой: бессильны роди­тели над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как «чему тонкое детство обучено бывает», (к чему привык человек с малых лет), того и «дряхлая ста­рость неудобь оставляет» (того и глубокая старость нелегко оставляет).1 Поэтому Прему­дрый учит: Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их (Сир 7:25)

Немногие ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых, даже по-своему благочестивых и добрых, родителей дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них характером. Одну из главных причин этого нужно видеть в самих родителях. Многие часто бывают или вообще беспечны к религиозно-нрав­ственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются неосмысленной любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к пре­достережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых сове­тов. Когда же затем детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно.

Полезным нахожу выяснить вам, слушатели, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста. Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеян­ное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влия­ние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток, и он показывается наружу. Так и с ребенком, который является на свет, как зерно, имеющее постепенно расти и расти. Известно, далее, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и все­сторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Телесный рост идет быстро и сильно, но еще больше душевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются определенные поня­тия, оно учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогаща­ясь понятиями об окружающих его предметах, оно получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учится различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надле­жащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богопо­добия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего ребенка. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, — то они должны начинать это воспитание с самого раннего возраста.

Но кто же не знает, как многие родители безответно согрешают в этом! Они совсем даже как будто не знают, что дитя можно и должно воспитывать едва ли не с пеленок. Неко­торые родители, особенно молодые, долго смотрят на ребенка, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды, и прочее, а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел», в сущности, — упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алч­ное, злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их; тогда они решаются приступить к вос­питанию своего баловника! Но, любезные родители, теперь уже поздно: «деревце» слишком велико стало.

Другие родители не меньше также погрешают, исходя из ложных, усвоенных в некото­рых слоях общества, понятий о воспитании. Господствующие неправильные понятия, уко­ренившись в головах родителей, тем труднее могут быть устранены, что они служат, с одной стороны, — к оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой, — к при­крытию их опущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это дети, — говорят нежные родители, и разве можно строго смотреть на их недостатки?». Такими и подобными суждениями обыкновенно извиняются все детские поступки. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Да притом же: дает ли детский или юношеский возраст право на зло? И разумно ли оставлять без внимания злой проступок потому только, что его совершает дитя? Когда в доме начинается пожар, то заметивший его не говорит: «Ах, это показался только огонёк!» — но изо всех сил взывает о помощи. Неужели же спокойно смотреть нам на детей наших, когда в них начинает полыхать огонь страстей, угрожающий временной и вечной погибелью? «С годами и ум придет, — говорят также не совсем умные родители, — ребенок станет рассуждать и сам поймет, что хорошо, что дурно!» — Увы, какое это пагубное заблуждение! Рассудок — обоюдоострый меч: его можно направить к добру и злу. И притом познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому-то навыку с самого детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы познанное рассудком добро он делал силою воли. Без над­лежащего, с детства начинающегося воспитания рассудок очень опасный дар. Замечают, что в тюрьмах и острогах сидит много людей с большим умом; почему же сидят они там? Веро­ятно, потому, что разум у них «пришел с годами»!.. О, не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным. И при большом уме, но без своевременного в детстве доброго воспитания мало добра, так как человек, по свидетельству Слова Божия, от юности склонен ко злу (см: Быт. 8:21).

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение в воспи­тании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: «нельзя же требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!» — Но отчего же и нет? Разве не был в дет­ском и отроческом возрасте давший образ нам, чтоб и мы Ему последовали Господь Иисус Христос? Разве не говорится в Евангелии, что в детстве и отрочестве Он преуспевал в пре­мудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2:52). Разве мало сказа­ний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: пустите детей и не пре­пятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:14). и еще: горе тому, кто соблазнит одного из малых (Мф. 18:6), то есть соблазнит на грех, — то следует ли отсюда, что в детях невозможны добродетели? — Нет, Спаситель говорит так потому, что добродетель в детском возрасте бескорыстнее и чище и что Он хочет, чтоб она обитала во всех детских сердцах. Поэтому и говорю я: горе тем родителям, которые безза­ботны в насаждении в душах детей своих добрых навыков, доброго нравственного настро­ения с самого юного возраста. Они ответят за это пред Богом. Нет для родителей никакого извинения, если они не радели о воспитании своих детей. Возможно воспитывать самое маленькое дитя, а потому и должно.

Поэтому вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла; и самое малое дитя имеет уже свои недостатки и пороки — печаль­ное наследство от прародительского греха, — сначала бессознательные, а потом и сознатель­ные. Так,например, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что криком и плачем своим он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желае­мого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается. То же бывает и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей жизни его обнаруживаются во всей своей силе: зародыши их были уже в самом раннем возрасте. Так, об одном из самых жесточайших гонителей христиан (Домициане) читаем, что он, еще будучи мальчиком, любил мучить и убивать мух, потом и других животных. Жестокость, значит, была в нем с детства. Поэтому- то и нужно начинать воспитание с раннего возраста. Замечайте склонности ребенка, и что найдете в нем нехорошего, «вырывайте» добрым воспитанием все недоброе. Садовник свое­временно обрезает на дереве дикие побеги; то же должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце ребенка можно сравнить с садом, а родителей — с приставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад — сердца своих детей — от бурьяна и плевелов греха и греховных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце как бы зарастет пороками, тогда им уже не совладать с сорняками. «Ты жалуешься, говорит святитель Иоанн Златоуст, на необуз­данность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был еще очень юн, научить его порядку, приучить к обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать терние, еще не сильно вкоренив­шееся; тогда страсти детей нерадением твоим не были бы столь непреодолимы!».

Но действие воспитания должно состоять не только в том, чтобы искоренять в ребенке зло, но и приучать его измлада к добру. К каким добродетелям следует приучать детей, о том речь моя будет в дальнейшем. Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч. 2:6); то есть если человек еще в юности стал на добрый путь, если еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «каков в колы­бельке, таков и в могилку».

Помните же, родители, слова Премудрого: «если есть у тебя дети, учи их и с юности нагибай шею их» (Сир. 7:25). Не забывайте и этих мудрых слов: «Чему тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость не легко оставляет». Аминь.

Епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней (Орда) «О воспитании детей»

Иерарх Русской Православной Церкви, преосвященный Ириней (Харисим Михайлович Орда, 1837 — 1904), был замечательным духовным писателем, редактором и переводчиком. Особое внимание в своих трудах он уделял проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения.

Поделитесь с друзьями: