Поучение в неделю 18 по Пятидесятнице

Неделя 18 по Пятидесятнице«Сед учаше из корабля народы» (Лук. 5:3)

Кому нам более удивляться должно; Христу ли, что так ревностно упражняется в благовествовании спасительного Евангелия своего; или народу этому, что так прилежно Его слушает; Христу ли, что Он ради проповеди слова Божия обходил грады и веси; или народу этому, что остави все свои домашние нужды, и все прибытки, которые в такое время произойти им могли, пренебрегши, стекались к нему отовсюду; и куда б Он лице Свое ни обратил идти, в горы ли, в пустыни ли, и те за Ним, иногда чрез три дня и более не вкушая ничего, следовали. Такая-то горячесть, такое усердие к слышанию слова Божия тогда было в людях!

О несчастливых же напротив уже нынешних времен! О слабости и ленивства нашего! Где теперь толь ревностные слышатся проповедники; где же и так жаждущие слушания слова Божия находятся слушатели; молчат проповедники уклонившись за своими прихотьми: а народ и радуется, что обедня без проповеди, и время то, которое бы имели в слушании тоя проводит, осталось им на телесные забавы, не рассуждая того, что несказанной своей в таком случае лишаются они пользы: ибо нет ничего нужнее и полезнее человеку, чем слово Божие.

Нужно слушать всякому слово Божие для того, что праведник ли кто; то первое приимет оттуду добродетелям своим подкрепление, по оному приточникову слову: «Послушав мудрый, премудрее будет» (Прит. 1:5). Второе может еще праведник от слушания слова Божия почувствовать духовное некое на сердце своем утешение, как и Пророк негде поет: «Возрадуюсь о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу» (Пс. 118:162). Грешник ли же кто; то может прийти, слушая слово Божие, в познание грехов своих и обратится к покаянию. Так некоторый в житияях отец святых упоминаемый грешник, когда только вшел в церковь, и услышал от некоего произносимые эти пророческие слова: «Измыйтеся, и чисти будите»: тотчас умилился душой, и поплевал прежнее житие скверное свое.

И о известном столько от всех за разум почитаемом муже западном Августине предают римские историки, что он будучи еще Манихейской ересью заражен, как в одну пору шел мимо церкви, где к народу в то время говорил поучение святой Амвросий, и остановился его послушать: то хотя сперва ради любопытства более, а не чтоб навыкнул веры православной, сделал он то, однако ж содействующей благодати Божией, наконец так воспользовался той проповедью, что от того времени немедленно попрал Богомерзкую ту ересь. Подобным образом и слуги посланные некогда от фарисей поймать Христа, как услышали изходящую от уст его Божественную проповедь, со удивлением всех, переменили внезапно свое намерение, и приложились к числу верующих: а когда вопрошали их фарисеи, для чего б повеленного им они не исполнили, отвечали: «Николиже тако глаголал есть человек, яко сей человек» (Иоан. 7:46).

Да не помыслит же здесь кто, будто не может грешник и самим внутренним судьей, совестью то есть своей обличаем, почувствовать тяжесть содеянного собой греха и без слышания слова Божия: или что сие только потребно есть невежам, а ученые сами о себе разуметь могут. Понеже, что до первого касается, часто случается, что хотя и грызет внутрь человека совесть, однако ж он весь имея ум углублен в своя сладострастия, акибы того не чувствует, и грех в нем от дня в день в большее приходит обыкновение, по свидетельству писания, которое объявляет, что грешник вшед «во глубину зол, не радит» (Прит. 18:3).

Явственный нам на сие пример представляет на себе муж по сердцу Господню Давид. Он дотоле не очувствовался во грехе своем, и не сказал: «Согрешил ко Господу»(2Цар. 12:13): пока Нафан пророк живым его гласом своим не обличил. Что ж и до второго надлежит, то не ученый ли был человек, воспитанный от юности при ногу Гамалиила славного в иудеях бывшего учителя, Павел святой: но не мог и он познать греха своего отнюдь, покамест не услышал свыше к себе гласа Господня этого: «Савле, Савле, что мя гониши» (Деян. 9:4);

Но может быть вознесет еще другой из средины главу свою, и возопиет: если б так действительно было слово Божие, то бы грешники, (каких много весьма случается) неисправлены от проповедей не отходили. Такой должен привести на память, что и самых Апостолов проповедь. Хотя «последующими знаменьми» (Мар. 16:20) и чудесами утверждаема была, однако ж не во всех свое действие производила: как то явственно доказывает Павел святой в деяниях Апостольских, где говорит к иудеям таким образом: «Понеже отвергосте слово Божие, и недостойны творитесами себе вечному животу, сего ради се обращаемся мы во языки» (Деян. 13:46). И Исаия вопиет: «Господи, кто верова слуху нашему» (Ис. 53:1); да и Сам Христос жалуется на некоторых слушателей своих в том, у Иоанна говоря: понеже «слово Мое не вмещается в вы», сего ради «ищете мене убити» (Иоан. 8:37).

Что убо дивно, когда и ныне во многих сердцах спасительное семя плодов своих не приносит: но сеятель ли тому виновен; нет: бесплодная и каменистая земля, такому бесплодию сама виновна есть: сами, говорю, слушатели виновны тому суть, что без пользы от слушания слова Божия отходят: или того ради, что сказуемым не внимают: или что не веруют: или что верующе соблазняются, не слушая словес проповедника: в то самое время, как он спасительные наставления им преподает, думают, что им на ум ни взбредет. Иной во уме располагает основание палат, другой смешивая мыслью своей краски, различные на картинах наводит цветы, третий как бы в коллегии за судейским столом сидел, приказные дела разбирает, и, с которого дела взят больше можно, рассуждает. Каковых обличая негде святой златоустый громко вопиет: Когда от царя приходит кто с указом, все внимаете: а когда от Бога приходит, и с Небес вещает пророк, и никто же есть внимаяй.

Другие хотя прилежно слушать видятся, но все то, что слушают, за сказку ставят. На пример, когда воздаяние ли благим, или казнь злым по смерти быть имущую объявляет проповедник: им то за равную истину кажется, как бы то какую говорил пред ними баснь. Прочие слыша к исполнению закона Божия возбуждающа их проповедника за невозможное то ставят, и говорят в себе с иудеями: «жестоко есть слово сие: кто может его послушати» (Иоан. 6:60, Мф. 19:22); и так отходят от церкви, как и поминаемый у Матфея Евангелиста юноша богатый от Христа скорбяще. И как же бы в таких действительно было слово Божие, рассудите сами слушатели. А которые с желанием исправления в избранную ралом страха Божия душевную свою ниву спасительное сие приемлют семя, воистину  без плода не бывают.

Кто убо с вниманием предстоит, слушая слово Божие, на том знамение пребывает, что хотя б и грешник он был, не отступила вовсе еще от него благодать Божия, и имеет быть он сыном Царствия Божия: а кто не слушает, чуждь является благодати Божией, и оставлен от Бога. «Иже бо знает Бога, послушает нас: а иже несть от Бога, не послушает нас» (Иоан. 4:6), возлюбленный восклицает ученик Христов. То же самое и Учитель его об отметающихся учения Его объявляет, где говорит: «Сего ради вы не послушаете Мене, яко от Бога несте. А иже есть от Бога, глголов Божиих послушает» (Иоан. 8:47).

Но может быть иному и для того слово Божие не нравится, что пророки его в нем обличаемы бывают: но дурной лицем зеркала не любит, что дурным его показывает. Повествуют книги царственные о ахааве царе, что и в лице Михею пророку сказать не постыдился: «Возненавидех сего пророка, яко не глаголет о мне добре, но злая» (3Цар. 22:8). Может быть, говорю, и ныне такого ж рассуждения находятся люди.

Но о крайнего сих неразумия! О последней слепоты душевной! Того ли ради посылаемы были от Бога пророки, чтоб то пророчествовали, чего люди, к которым они посылаемы были, хотели; того ли для и проповедники учреждены, чтоб чесали греховные струпы наши; чтоб тому, что растленному естеству нашему нравно, учили нас; чтоб вкорененные в нас от долгого времени пороки не только не обличали, но еще бы закрывали и похваляли; Нет, нет: проповеднику всякому говорит Господь у Иезекииля: «Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, да слышиши убо слово от уст моих, и воспретши им» (Иез. 3:17). Аще же ты не возвестишь беззаконнику, еже ему обратитися от пути своего, и беззаконник тот во грехе своем умрет, взыщу крове его от руки твоей, аще же вовестишь, однако ж он не обратится от беззакония своего, тот беззаконник в беззаконии своем умрет, а ты душу свою избавишь. И какой же бы от таких посланников, если худы мы, приятности ожидать мы хотели;

Мы убо, слушатели, послушаем слова Божия со всяким усердием и прилежанием, да не како представит нам во обличение правосудный Господь, в день страшного дел наших испытания оную южскую царицу, которая от конец земли пришла послушать премудрость Соломонову. И Соломонова ли еще здесь премудрость проповедуется; проповедуется премудрость Божия. «Мы (говорит Павел за всех проповедников) проповедуем Христа Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1:23, 24). И кто бы такой премудрости не хотел послушать; не отгоняет нас от слушания своего премудрость Божия: но еще призывает, молит и увещевает всякого, говоря чрез приточника: «Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам» (Прит. 9:5). И опять чрез Пророка: «Жаждущие идите на воду» (Ис. 55:1).

Безответны убо останемся мы, если такое звание Божие пренебрежем, и благодать Божию отвергнем. Боже, Ты влей благодать во ушеса купно и сердца слышыщих, да прилежно спасительных словес твоих послушают, а что слушают, то и делом самим да исполняют: и да  получат у тебя живот вечный, в его же наследие нас через возлюбленного твоего Сына призвал еси. Аминь. 

Поделитесь с друзьями: