Поучение в неделю 29 по Пятидесятнице

неделя 29Един же от них, видев, яко исцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога:

 и паде ниц при ногу Его, хвалу ему воздая. (Лк. 17:15)

Прославлять благодеяния Божии, которые нам ежечасно подает всещедрая Его десница, не токмо требует со стороны нашей неотрицаемый долг благодарности, но и собственная польза наша. Ибо когда благодеяния приемлем с благодарным духом, то показываем, что понимаем силу их, и чувствуем, что пристойное из них употребление для себя делать нам не надобно: а тем самым располагаем себя к тому, чтоб и впредь оных быть нам удостоенным.

Но сколь мало чувствительных людей, которые б, пользуясь благодеяниями Божиими, пребыли благодарными. Ясный тому пример – упоминаемые в нынешнем Евангелии десять человек, пораженные проказой, болезнью скучною и грустною. Десять их исцеление от Иисуса Христа получили: но един только прославляет и благодарит своего благодетеля.

А дабы и нам, взирающим на его добродетель, прославить благодетельствующего Бога, и сильнейшее к тому возыметь побуждение, примем в рассуждение главнейшие к нам Божие благодеяния, а потом как мы благодарность нашу свидетельствовать должны.

Проходящим нам жизни сей течение, и поспешающим к предуставленному от Божьей судьбы концу, не токмо полезно, но и нужно почасту есть обращать взор свой ко оному началу, из которого мы произошли, и мысленно доискиваться того источника, из которого проистекла живая струя жизни нашей. Ибо если блаженный Давид, помышляя дни первые, и вспоминая лета вечные, находил довольную материю к поучению своему: то и мы, последуя ему, приобрящем наставление ко управлению жизни нашей благопотребное.

Какие же понятия должны открыться в мысли нашей, когда углубимся в размышление о начале бытия нашего?

Во-первых, узнаем, что не случай каковой слепо поверг нас на театр стройного сего света, что не из несекомых каковых-то частиц самослучайно составились мы, что паки не столь ограничено понятие наше, чтоб никаковым образом не могли мы дойти до первобытного начала своего; но напротив, с помощью здравого разума и с просвещением святой веры, дознаем мы, что бытие даровал нам всесильный Творец, и состав наш есть дело премудрых рук Его. Из сего чистейшего и непорочного источника проистекла струя жизни нашей. От сего присносущного и немерцающего света вожжено дыхание наше, из сея бездны совершенств сделалось как бы некоторое прелитие на нас и на все твари, дабы как Его совершенств, так и блаженств Его, сколько вместительно твари, были мы участниками: и потому с Павлом дерзновенно похвалиться можем, яко род Божий есмы.

Род Божий есмы: сие слово достойно примечания и требует, чтоб мы с особливым вниманием рассмотрели оное, подобно как странствующие, когда усмотрят каковую вещь видом своим, или действиями, или силою от других отличною, особливо обращают на нее взор свой, прилежно рассматривают, и углубляются в исследование всех свойств ее. Ибо если мы род Божий, то не видим ли, каковым мы почтены благородством от всех Создателя? Ежели происходящие между нами от знаменитых предков в прочем нам подобных смертных имеют причину похваляться таковым происхождением, то кольми паче имеем мы важнейшую причину велемудрствовать о естестве нашем, которое взяло начало свое от существа высочайшего, и по всем совершенствам своим существа бесконечного.

Но чтоб и еще больше познать нам благородство естества своего, и их того яснее усмотреть обязательства наши, то не безнужно есть узнать и тот способ или образ, каковым мы бытие свое получили от оного Божетсвенного начала. Ибо, впрочем, и все твари, сколько б они пред очами нашими низки и презренны ни казались, бытие свое восприяли не отынуды, разве из неистощимой бездны бесконечного существа; и хотя б легко рассуждающему показалось, что все твари, а с ними вкупе и мы, не отличным каковым, но все единым образом произведены от всемогущей силы и власти; но вопреки Дух Святой в писании своем открыл совсем отменный образ сотворения нашего. Он уверяет нас, что сотворил человека Бог по образу Своему и по подобию, чего о прочих тварях объявить не благоволил. О из чего паки открывается особливое Создателево о человеке благоволение, и в том же самом заключаются особливые со стороны человека обязательства. Сотворены мы по образу и по подобию Божиему. О, преимущество великое, с одной стороны нас возвышающее, с другой – приводящее нас в страх, чтоб не учинить нам каковые траты сего бесценного сокровища! Сотворен ты, человек, по образу Божию и по подобию, так неси ли ты возлюбленное чадо Божие, тем милейшее, что точные черты родителя твоего на себе изображаешь?

Воззри ж, христианин, на плоды Его к тебе любви: что ты найдешь, чтоб не от Него получил? Добродетели ль твои? Но они суть плоды Его благодати. Здравие ли? Бог есть источник твоей жизни. Исцелитель от болезни? Он дал силу лекарствам. Богатство ль? Он благословляет твое имение. Любовь ли и дружество других? Он положил в тебе начала, которые столько их к тебе обязывают. Встанешь ли по утру от ложа твоего? Бог осиявает тебя солнцем и освещает мир, чтоб ты мог исполнить дела, открывающие благородство твоей души. Надеваешь ли ты платье? Он тебе даровал одежды, покрывающие наготу тела твоего, способные для зимы и лета. Начинаешь ли дела должности твоей? Он тебя Своим промыслом привел к званию, соответствующему твоим силам. Исполнил ли должность? Он укрепил в сем твои силы. Приходишь ли в дом? Он дал тебе сие убежище от строгости перемен стихий и для содержания твоих имений. Видишь ли домашних твоих? Он тебе дал сих усердных помощников твоей жизни. Окончился ли день? Бог тебе дает огнь для освещения в ночи. Отходишь ли ко сну? Он устроил сим успокоением возвращать крепость твоих сил.

Нет довольно слов, которыми можно было изобразить все благодеяния Божии, какие Он оказывает нам. Всякое время, всякий случай новые открывает нам Его благости.

Прокаженный, как скоро получил исцеление от проказы, не медлит прославлять и благодарить исцелителя своего. Но есть ли минута в жизни нашей, в которую бы Бог не изливал на нас своих щедрот? Благодеяния Его непрерывны, непрерывному убо нужно быть и благодарению. Рассудим, как нам должно Его благодарить.

Имя благодарения изображает некоторое приношение, угодное Богу, но как Он есть пресовершен, то основание благодарения не в выгодах каких-либо Его состоит, но в засвидетельствовании нашего признания его милостей, в любви к нему, и в употреблении Его благодеяний согласно с Его волею.

Первое. Мы должны признавать благодеяния Божии, ибо кто забывает оные, тот не дает им достойной цены, и тем, пренебрегая их, удерживает руку благодетельствующую. Воззрите на упоминаемого в нынешнем Евангелии: он, получив исцеление, живо воображает пользы, какие ему от того произошли. Его вопль, с которым он хвалил Бога, происходит от внутренности его. Его прославление, какое он изображает, заслуживает благоволения Иисуса Христа. Воззрите на порфироносного пророка: он, размышляя о течении жизни своея, поет: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Тебе пожру жертву хвалы (Пс. 115: 3-8). Сия песнь была всей его жизни. О сем нас увещевает святой Павел, чтоб мы благодарили всегда о всех о имени Господа Нашего Иисуса Христа Богу и Отцу (Еф. 5:20). И таковые наши исповедания Бог не инако приемлет как приятнейшие Ему жертвы.

Второе. Покарять себя Его воле, ибо когда такое признание благодеяний начинает в нас благодарение, то не происходит ли от сего твердое упование получать всегда милости Господни? Кто так живо воображает благодействующего Бога, не находит ли он Его паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем (Еф. 30:20)? А сие упование уже и покаряет человека совершенно воли Божией.

Третье. Любить Бога. Возобновите вы теперь все преждечисленные Божии щедроты. Они затем называются благодеяниями, что служат к нашему благу. Так можете ли вы иметь отврашение от ваших благ? Можете ли вы не радоваться о своих удовольствиях? И ежели они вам любезны, паче любезен должен быть благодетельствующий Бог.

Четвертое. Употребление благодеяний Божиих согласное с Его намерением составляет главную часть благодарности. Мы уже видели, коль полезны намерения, с которыми Бог нам благотворит. Он благодетельствует никаких своих выгод не полагает, а единственно взирает на наши пользы. И так самое произведение нас в свет, одарение качествами превосходными, ниспослание всего служащего к обстоятельствам сея жизни не должны ли мы употреблять по Его намерениям?

Сии то добродетели составят всю нашу благодарность. Потщимся мы их исполнить, а исполнить всегда так увещевает нас святой Павел: Благодарите всегда и о всех.

К сему нас руководствует и самый разум. Ты, человек, тварь оного всевышнего существа! Можешь ли сносить, когда увидишь кого тебе неблагодарным, или получаемое от тебя обращающим во вред себе или другим? Каков же ты пред сим великим существом, когда в тебе нет ни признания Его милостей, ни любви к Нему, ни покорения Его воле, но паче подаемая от всеблагого Бога в противность Его воле во зло употребляешь? Ты с великим усердием хочешь благоденствия, и так ли ценишь благодеяния Божии, служащие оному? Желание благодеяний да возбудит в тебе желание благодарения. Пожри жертву хвалы, –глаголет Господь, – и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя (Пс. 49 14 и 15).

Не смотри, христианин, на тех, которые только того желают, чтоб они в довольстве были, но воззри на людей, приносящих Богу хвалы и благодарение, а паче воззри на жителей неба. Там увенчанные славою слагают с себя венцы и падают ниц пред Престолом Божиим глаголя: Достоин еси, Господи, прияти славу, и честь, и силу: яко Ты создал еси всяческая, и волею Твоею суть сотворена (Апок. 4:11). И ежели те, которые в непременяемом состоянии блаженства поставлены, приносят благодарение благодетелю своему, ты ли, который подвергаешь себя всегдашним почти переменам счастия твоего, пренебрежешь ли сию должность? Соедини глас твой со гласом жителей неба, чтоб принять тебе участие в их блаженстве. Исчисли пред Господом твоим благодеяния Его. Познай намерения, с какими Он тебя одаряет, и открой сие твое приношение, употребляя Божии дарования согласно Его воле.

Честь твоя да будет покровительством утесненным, богатство – удовольствием бедности, здравие – тщательным исправлением должности. Возвышен ли ты? Не гордись, а познай, что Бог поставляет тебя на сем степени руководить ко благодетельствованию многим: не устремляй себя к обиде других, а паче и добре собрания расточай по предписаниям закона. Предпочитается ли кто тебе? Отринь зависть и познай, что Бог силы твои соглашает званию твоему. Постигает ли тебя и несчастье? Признай, что ты, отступая от добродетели, теряешь счастье, и благодари Всевышнего, что Он при всем твоем заблуждении направляет твои стези законом Своего промысла к благополучию.

Но с сожалением можно сказать, что из великого числа людей населяющих землю самая малейшая часть тех, которые приносят должную Богу благодарность: исчислите приходящих в храмы посвященные Богу, и спешащих во увеселительные дома тогда, когда Церковь определяет нам время для исполнения своего долга. Но и собирающиеся в церковь, то ли думают, чтобы признать Божие благодеяния, чтоб возлюбить благодетельствующего Бога? Нет, они, когда и просят, то по большей части сумнятся. Совесть, зазираемая беззакониями и нераскаянной жизнью, отъемлет дерзновение просить благ у Всевшнего.

Боже! Мы знаем, что Ты ничего столько не желаешь, как благодетельствовать нам: сделай сие Твое главное благодеяние, чтобы мы истинно благодарными тебе пребыли, и тем паче привлеки милости Твои на нас. Аминь.

Поделитесь с друзьями: