Пресвятая Богородица – особая покровительница всех монахов (из беседы старца Ефрема Ватопедского)

Фото Алины ВолчковойГоспожа Богородица не только Мать всех христиан, она является, по преданию, особой покровительницей всех монахов, не только святогорских, но Ей приятно видеть и всех других монахов. Потому что, как мы знаем от святых отцов, Госпожа Богородица Сама является первой Монахиней после первого Монаха – Своего Сына.

Как подчёркивает святитель Григорий Палама, Богородица является первой Подвижницей и первой Исихасткой, которая в трёхгодичном возрасте была введена во храм Господень, и её тело и душу питал Архангел Гавриил. И как говорят многие святые отцы, в частности свт. Григорий Палама. Божия Матерь во Святая Святых училась умному деланию и умной молитве от Архангела Гавриила. Поэтому Она является самой совершенной Молитвенницей, самой совершенной Исихасткой из всех людей. Она познала во всей своей полноте духовный закон и познала на себе полноту Божественной благодати.

Один святогорский старец на одной встрече мне сказал, что не случайно было то, что Божия Матерь попросила Святую Гору Афон Себе в жребий, т.е. в место для жизни монахов. Потому что Сама Она знала опытно этот путь и жила Божественной благодатью. Ей нравится, когда люди посвящают себя Её Сыну и хранят Его заповеди.

В чуде претворения воды в вино в Кане Галилейской (которое совершилось по инициативе Богородицы, а не Христа), именно Она сказала приближённым жениха: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2.5).

Поэтому Божия Матерь является для нас Опорой, нашей Радостью и нашим Желанием. Она желает, чтобы люди хранили Её заповеди, и окружает таковых особой заботой, особым попечительством. Преподобному Петру Афонскому Божия Матерь сказала при Своём явлении: «Я – Целительница афонских монахов, Я – Питательница, Я – Домоправительница, Я – Игумения монахов».

Это подтверждалось много раз. Божия Матерь испытывает большую радость, что монахи вырастают духовно и умножаются численно. Поэтому явление Божией Матери преп. Сергию и его ученику преп. Михею означает благоволение Её монахам и является выражением постоянной поддержки Божией Матери монахам.

У нас на Святой Горе Афон происходило бесчисленное количество случаев, когда Божия Матерь являлась монахам: воодушевляла их, наставляла, учила, делала какие-то замечания, что-то запрещала им, наказывала, и всё это объясняется Её чистой материнской любовью.

У нас существует очень много чудотворных икон Божией Матери. Наш Ватопедский монастырь обладает особым благословением, он имеет семь чудотворных икон Божией Матери, и Ее Честный Пояс. Поэтому с благоговением обратимся к Божией Матери, будем взирать на Неё как на нашу истинную Мать, которая всегда нас слушает.

У нас в Ватопедском монастыре есть особая икона Божией Матери «Слышащая». На этой иконе изображена Божия Матерь, прикладывающая Руку Свою к Своему Уху, Она хочет выслушать все просьбы христиан, чтобы потом передать их Своему Сыну. Как вы знаете, все просьбы Божией Матери удовлетворяются, и поэтому в молитве к Ней мы говорим: «Спаси нас», а не просто: «Молись о нас» (как всем святым).

Всё это я говорю, чтобы вы помнили, что вы должны внимательно относиться к своей жизни, для того, чтобы понравиться Божией Матери, Которая была Девой и до Рождества, и в Рождестве, и после Рождества, и Которая превыше всех дев.

Божия Матерь явилась недавно одному монаху, который всего лишь несколько лет провёл на Святой Горе Афон. Он по наивности проникся плотскими помыслами. Во время Своего явления Божия Матерь сказала ему: «Ты очень Меня опечаливаешь тем, что соглашаешься на плотские помыслы, несмотря на то, что ты монах и обещал хранить девство, которое Мне весьма любезно».

Поэтому в духовной жизни весьма важно хранить девство. Святые отцы говорят, что ощущение Божественной благодати соответствует чистоте сердца, т.е. насколько чисто сердце, настолько оно ощущает Божественную благодать. Если человек постоянно оказывает прилежание, если осуществляет, как говорили святые отцы, постоянное трезвение, постоянное бодрствование, тогда ум постоянно направлен к Богу, он постоянно находится на своём месте, и единственные его заботы и усилия – это постоянно «упокоевать» Благодать.

Чтобы пребывать в благодати, нужно соблюдать заповеди Христовы, потому что Христос, как говорит преп. Максим Исповедник, «сокрыт в Своих заповедях», там мы и можем обрести Его, Мы можем насладиться Им посредством соблюдения заповедей. Если христианин постоянно неуклонно хранит заповеди, тогда он начинает отлагать греховный настрой и греховные привычки, и греховность в его душе заменяется желанием Бога.

Желание Бога является даром Божественной благодати, проявляется в непрестанном хранении заповедей и непрестанной молитве. Как говорят святые отцы: «Ум, вкусивший благодати Святаго Духа, не может успокоиться даже на секунду, если он не пребывает в общении с Богом».

Когда человек привыкнет иметь постоянное общение с Богом, тогда ум его начинает просвещаться и человек начинает видеть всю величину греха, всю величину своего падения с удивительной разницей, чем раньше. Ум просвещается и видит всю глубину своей греховности, но он не отчаивается, не разочаровывается, не теряет смелости, но грехи, которые просвещённый ум видит, становятся пищей для покаяния. Тогда только и начинает человек каяться по-настоящему.

Первым словом Христа, когда Он впервые вышел на общественное служение, был призыв: «ПОКАЙТЕСЬ!» В греческом языке этот глагол в повелительном наклонении настоящего (и продолжительного) времени очень точно передаёт смысл заповеди Христа. Спаситель как бы говорит «кайтесь постоянно». Это делание покаяния придаёт плач сердцу, который не является каким-то меланхолическим настроением, но является радостным расположением.

Этот «плач по Богу» святые отцы называли радостотворным плачем, потому что этот плач даёт радость, даёт ликование, в этом случае человек ощущает истинную радость, которая является не каким-то психологическим настроением, а плодом Святого Духа. И после «плача» человек переходит к слезам. Как говорит преп. Исаак Сирин: «Слёзы являются показателем милости Божией».

Если человек продолжит духовное делание в этом направлении – в хранении заповедей, в покаянии, в плаче, в слезах, тогда ему удаётся избегать деятельных грехов, т. е. грехов посредством действия.

Мы знаем, что грех начинается с помысла, затем совершается в словах и потом уже в делах. Если человек будет постоянно подвизаться в деле покаяния, то ему сначала удастся избежать грехов действием, затем он продолжит бороться с грехами, совершаемыми посредством слова, и потом уже начнется борьба с помыслами. В таком случае ум начинает приближаться к Богу посредством жизни созерцательной.

Тогда ум приобретает некий другой вкус Божественной благодати, он видит не только свою греховную жизнь, но и Божественное Отеческое и Материнское вмешательство Божиего Промысла. И тогда он уже переходит на следующий этап: уходит из первой стадии веры, которая была у него после Святого Крещения, и переходит па следующую ступень — веры зрительной. Потому что освящённый и благодатный ум видит в своей жизни Промысел Божий и, благодаря этому видению, он становится твёрдо верующим.

Как мы знаем, Христос уделяет большое внимание вере, которая является ключом таинств благодати. Как мы читаем в Святом Евангелии, Христос при каждом чуде исцеления хвалил веру людей, например: «О, женщина! Велика вера твоя» (Мф. 15.28), или в другом месте: «И в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф. 8.10. Лк. 7.9).

Будьте уверены, что если мы таким образом продолжим, то и мы будем вкушать то, о чём говорил Христос, потому что Христова Церковь не является Церковью какой-то идеологии, не является Церковью философии, но Церковью духовного опыта. Когда человек содержит в себе плод Божественной Благодати, когда он полностью посвящает себя Богу, то, как сказал Христос, он, в первую очередь, ищет Царствия Божия и правды Его, а всё остальное ему прибавляется (ср.: Мф. 6.33, Лк. 12.31).

Ссылка на источник: https://www.pravmir.ru/besedy-arximandrita-efrema-plach-po-bogu/

Поделитесь с друзьями: