Проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия на праздник Успения Пресвятой Богородицы

27Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Сегодня, братия и сестры, мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа, Божия Матерь ходила по тем местам, где Сам Спаситель ходил Своими ногами, где Он поучал, где происходили особые случаи, исцеления. Она молилась Ему, ей явно не хватало общения с Ним, живого общения. Каждый раз, пребывая на этих местах,  она просила Спасителя, чтобы Он забрал ее к Себе в райские селения.

Божия Матерь прожила, по одним данным, около 10, по другим данным, около 22 лет после Вознесения Господня, и вот однажды на Илионской горе после такой молитвы, в которой она просила Сына принять ее в небесные обители, явился архангел Гавриил с пальмовой ветвью райской и возвестил ей волю Божию, которую она приняла с величайшей радостью. Он ей возвестил, что скоро совершится ее отшествие от этого земного бытия в вечное.

По особому промыслу, Господь собрал апостолов, которые были рассеяны по всему лицу земли с проповедью Евангелия, для того, чтобы они простились с Матерью Божией, которая часто благословляла их, наставляла, рассказывала о жизни Спасителя много полезного. По особому мановению в короткий срок все апостолы оказались в Иерусалиме и пришли в дом апостола Иоанна Богослова, где пребывала Матерь Божия, которая усыновила апостола Иоанна Богослова по слову Христа Спасителя от Голгофы. Она всех благословила, всем сказала слова утешения, назидания и тихо, мирно отдала свой дух Богу.

Когда она уснула сном, переходящим из этой жизни в другую, то комнату осенил свет, сам Христос пришел взять ее душу, и разнеслось благоухание по всему дому. Апостолы с плачем и жалостью провожали ее, потому что лишались утешения, лишались слова поддержки, лишались Матери их и Матери всех христиан.

Спустя несколько дней после Успения явился апостол Фома, который не успел прийти по промыслу Божию. Он был уже испытан один раз, когда уверился в воскресении Христовом. Теперь Господь дал ему еще одну возможность верить сразу без испытания, поэтому он не успел к погребению. Когда он пришел, апостолы пожалели его, пошли отняли камень от гробницы, где было положено тело Матери Божией. А была она положена в гробнице своих родителей, где были погребены Иоаким и Анна, и праведный Иосиф, и родственники все, это в Гефсиманском саду в пещере. И вот, когда отодвинули камень, там тела Божией Матери не оказалось. По преданию, Христос воскресил ее и вознес с телом на небо. В греческой Церкви этот праздник празднуется три дня: Успение, Погребение и Вознесение. Апостол Фома увидел, что нет там Божией Матери, есть только пелены, которыми она была окутана, есть предание, что пояс ее остался, и вот эти части ее одежд он взял, как благословение.

У апостолов был такой обычай, после трапезы они поднимали хлеб во имя Святой Троицы, потом разламывали этот хлеб и вкушали как благословение. И вот, когда апостолы после всего этого, молясь вознесли хлеб во имя Святой Троицы, они вспомнили о Божией Матери, и в этот момент она явилась с ангелами архангелами, со святыми небожителями. Апостолы только что воззвали: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!», но увидев Божию Матерь, все невольно возопили: «Пресвятая Богородице, помогай нам!» Этот обычай древней церкви, древних христиан потом перешел в обители, и до сих пор совершается в некоторых монастырях. Называется он чин о Панагии, то есть чин вознесения хлеба в честь Божией Матери.

Но самое главное, братия и сестры, какие мысли могут посетить нас в этот день? Во-первых, смерть – праздник. Для нас очень часто, для людей, у которых не хватает веры, смерть бывает не праздником. Как правило, смерть бывает праздником у праведников, которые готовы к смерти, которые все время своей жизни страдали, скорбели, трудились, преодолевали себя, боролись против своей самости, против своего самолюбия, приобретали смирение. Вот для смиренных смерть – праздник, потому что они переходят от временной жизни, от юдоли плача и скорбей, к жизни светлой во Христе, к встрече с Богом и блаженству вечному.

Но самое главное, то, что являет это слово Успение – не просто смерть, а успение. Это означает тихую, мирную кончину, о которой мы за каждой Божественной литургией просим, и за каждой вечерней просим: «Христианския кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на страшном судилище Христове просим» В такой кончине есть мир, есть тишина, есть покой. Вот почему мы говорим покойник, потому что самое главное для человека христианина, если он любит Христа, если он двигается к духовной жизни, это покой. Некоторые богословы говорят, что райская красота была не единственным утешением Адама и Евы, первых людей, но, может быть, даже большим утешением были тишина и покой этого места. Поэтому, когда человек умирает, мы ему желаем вечную память и вечный покой. А если человек разумный стремится к богоугождению, то он ищет этого покоя не вовне, чтобы его не трогали, чтобы его не беспокоили, а внутри, когда утишатся все страсти, когда через борьбу, через смирение он не только стал бы внешне смиренным, но по-настоящему познал бы свою немощь, увидел, что без помощи Божией он ничего не значит. И вот от этой мысли, от этого сознания вошел бы в покой смирения и праведности о Христе. В этом и есть смысл жизни человека на земле, чтобы перейдя все волны, все бури житейского моря приобрести покой. Святитель Тихон Задонский говорит, плотского человека и духовного человека можно различать таким образом: плотской человек пребывает всегда в разногласиях, ссорах, доказательствах, с какой-то человеческой мнимой праведностью, а духовный человек всегда исполнен мира и тишины.

Сегодня в этот праздник мы радуемся, что Божия Матерь перешла от земли на небо. А почему мы радуемся? Потому, что уходя она сказала, что будет пребывать всегда в молитвах и не только об апостолах, но о всех христианах, которые ищут Христа, которые следуют Христу. И она будет всегда покрывать от всех бед, слышать и помогать во всех нуждах и прошениях наших.

Понятно, что по человеческому естеству, каждый человек должен умереть для того, чтобы перейти, потому что с телом мы не можем перейти в дух мир. Но одно дело, когда человек переходит и ничего не оставляет, а другое дело, когда человек оставляет образ своей жизни. Когда мы вспоминаем о Божией Матери, всегда вспоминаются слова: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат мя вси роди», – это ее слова. Вся жизнь ее была смирением. В Евангелии во время Богослужений мы читаем всего два отрывка, где говорится о Божией Матери. В одном прямо, когда она пришла в Нагорную страну и поприветствовала праведную Елисавету, родственницу свою, когда зачала Сына Божия. Другой отрывок иносказательный, который открывает тайну о ней, когда рассказывается о посещении Христом дома Марфы и Марии. И все, больше не читается слов Евангелия о Божией Матери. Но сколько примера жизни, сколько духа, сколько любви, сколько смирения, сколько кротости в ее образе жизни, в ее образе, который мы видим на иконах!

Господь говорит: приходите ко Мне, потому что Я кроток и смирен и обрящете покой душам вашим. Видимо, смирение и кротость неразрывно связаны с покоем, и покой со смирением и кротостью. И когда человек не может успокоиться, когда он ищет, жаждет покоя и не может обрести, то он должен знать, что путь к покою это труд над собой, над своими страстями, над своим самолюбием, над своими желаниями. Потому что духовный человек не может сказать: я хочу или мне надо, он всегда говорит: Господи, если возможно, дай мне это. И он все принимает по воле Божией. И когда человек начинает учиться такому жительству, то тогда, независимо, где бы он ни был, в монастыре, в миру, на базаре или где бы он ни совершал свой путь земной жизни, он будет в покое, потому что с ним будет Бог, потому что, где кротость и смирение, там Бог и Покров Божией Матери.

Сегодня мы стоим здесь перед Плащаницей, но расстояние у нас до Божией Матери у каждого разное, потому что расстояние зависит не от наших ног и от наших тел, а от нашего душевного устроения, от нашей веры Божией Матери, от нашего взывания к ней, от нашего представления, что она рядом и всегда может помочь. В молитве преподобного Сергия есть такие слова: «Мы удалены от тебя не телом, а духом». Так вот, братия и сестры, духом быть рядом с Богом, с Божией Матерью, со святыми никто нам не помешает. И это самое главное.

Сегодняшний праздник, сегодняшнее преставление Божией Матери, есть, с одной стороны, печаль, что она покинула земную жизнь и лишила апостолов утешения, с другой стороны, есть надежда на всегдашнюю помощь ее всему роду христианскому. И мы видим, сколько чудес она явила с тех пор (уже 21-ый век) только в нашей России. Есть ли какая-нибудь беда, или война, или скорбь, где бы не утешала Божия Матерь? Если пересмотреть всю историю, в самые тяжелейшие времена для нашего народа люди взывали к Божией Матери и получали помощь. И не препятствует это разделение времен, эти 20 веков, которые прошли от момента ее преставления до сегодняшнего дня. Нет никакого препятствия для христианина быть рядом с Божией Матерью и получать от нее благословение и помощь, особенно для монашествующих, которые отдают себя в руки Богу и, по примеру Божией Матери, отдают себя в Его руководство.

Мы часто забываем об этом и очень часто хотим что-то сделать сами, мы надеемся на себя и лишаемся помощи, которую могли бы иметь. Поэтому в сегодняшний день особенно нужно вспоминать слова: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице», но преставившись к животу, к жизни вечной, будучи Матерью Живота, Жизни, Христа, в молитвах всегда пребываеши и спасаеши от смерти души наша. Поэтому дай Бог, чтобы эти слова вдохновляли нас на подвиг труда, подвиг борьбы со своими греховными желаниями, со своими самолюбивыми мечтаниями, чтобы мы всегда помнили, что там, где мы отвергаем свою волю, взамен может прийти воля Божия и утешение от Божией Матери. Тогда, где мы хотим, чтобы было по-нашему, как мы хотели бы, там нет места благодати Божией, и там нет утешения от Божией Матери. Дай Бог, чтобы сегодня и в каждый день нашей жизни мы живо и близко ощущали благодать Божией Матери, которая всегда приходит на помощь.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что хорошо, чтобы христианин до обеда читал Иисусову молитву, а после обеда «Богородице, Дево, радуйся». Вот такому христианину будет благодать благопоспешествовать во всем, и он легко справится с теми препятствиями, с теми искушениями жизни, которые будут встречаться.

Дай Бог всем вам, братия и сестры, здравия, помощи Божией, и чтобы Божия Матерь всегда утешала нас, и вдохновляла нас на подвиг. Особенно подвиг смирения и любви к ближним, любви к Богу, делания добрых дел, потому что, кто старается делать добро, кто старается смиряться, тот становится ближе. Вот именно это и есть шаги в сторону Божией Матери и в сторону Царства Небесного. Аминь. С праздником.

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 31.08.2018 (последнее изменение: 31.08.2018)
Рубрики: Проповеди