Проповедь о подготовительных неделях к Великому посту (епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий)

Владыка ФеодосийСвятая Церковь, готовит нас к великому подвигу – Великому посту, к празднику Святой Пасхи. И сегодня мы с Вами услышали Святое Евангелие, которое повествует нам о том, как Господь шел со своими учениками, а за Ним следовали люди, и Он их учил. Шел и Закхей, начальник мытарей, который был малого роста. Он уразумел, где должен пройти Христос, залез на дерево и стал ожидать, когда Христос пойдёт по этой дороге.

Интересно то, что Господь его не видел. Как Человек, Господь шел далеко, учил, разговаривал, общался с учениками. И вдруг, когда Он поравнялся с этим деревом, то поднял голову и обратился к Закхею: «Закхей, слезай, сегодня Мне подобает быть в твоем доме». Это обращение привело Закхея в умиление, потому что он не ожидал, чтобы Сам Господь обратил на него такое внимание и изъявил желание быть у него в доме, потому что мытари в еврейском народе не пользовались авторитетом. Они собирали подать в пользу римского императора, часто они забирали больше, чем надо, так, чтобы хватило и самим себе.

Когда Господь вошел в дом этого Закхея-мытаря, тот умилился и сказал: «Господи, половину моего имения я отдам нищим, а если кого обидел, я отдам вчетверо больше». Тогда Христос обратился к тем, кто осуждали Его, что он зашел к этому человеку в дом, посетил его, разделил с ним хлеб, и сказал: «Се ныне спасение дому сему». Сегодня совершается исправление этого человека и всего его дома, всех его домочадцев, потому что он решил совсем по-другому жить с сегодняшнего дня.

Так вот, братья и сестры, с последующего воскресенья, воскресенья мытаря и фарисея, в храмах православных начнется пение покаянной стихиры: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Слово «покаяние» мы очень часто слышим, каждый воспринимает его на своем уровне. Слово «покаяние» означает «изменение». В первую очередь, изменение ума человека. А если есть изменение ума человека, то есть и изменение самого человека, то есть изменение в его взглядах, в мировоззрении, изменение выбора, целей и задач его жизни.

С сегодняшнего дня Господь обращает внимание каждого из нас на наши собственные изменения, взгляды, желания, устремления в этой жизни. И что выясняется? Человек, который потерял рай, пришел на землю, чтобы постепенно изменить свое отношение к Богу, к людям, к окружающему миру. Он пришел на землю, чтобы искать то, что он потерял. И вдруг он заблуждается на этой дороге и начинает искать совсем другое. Дело в том, что в раю, когда были созданы Адам и Ева, они пребывали в этой прекрасной земле, в этом прекрасном месте, и самым большим блаженством у наших прародителей было общение с Богом. Даже не то, что они наслаждались райской красотой, не то, что все животные и все творение преклонялись перед человеком, а он, имея чистый, проницательный ум, проникал в суть вещей, давал имена, названия всему творению. Но написано в Книге Бытия, что Господь являлся в середине дня, приходил к Адаму и Еве и общался с ними. И вот это общение человека со своим Творцом было самым большим блаженством, самым большим счастьем. И вот это общение потерял Адам, когда согрешил, когда преступил заповедь Божию, когда он не смог покаяться, а оправдал себя и пошел дальше – обвинил Бога, что Он создал то, через что Адам был искушен. И вот человек жил на земле много лет, понимал, что он не может сам по себе получить потерянный рай. Часть человечества стала кланяться истуканам, деревьям, камням – это язычники. А часть, малая часть, – это праведники, которые ожидали пришествия в мир Спасителя, Мессии, Искупителя, Господа нашего Иисуса Христа. И вот, когда он явился, то люди, которые не забыли для чего они на земле, не забыли, что они потеряли, искали самое нужное для спасения, для блаженства, для счастья – Самого Бога искали.

И вот, братья и сестры, каждый из нас рождается, принимает Таинство Крещения, получает полное прощение всех грехов, начинает жизнь с чистого листа. У каждого человека в жизни есть свои цели, задачи. У многих людей их вообще нет, многие даже не верят, что Бог есть. Они живут – как живут, главное, чтобы было, где спать и что есть. Но в действительности самое главное для каждого из нас – это сделать правильный выбор и правильный вывод: для чего мы живём на этой земле. И вот, начиная подготовительные недели к Великому посту и празднику Пасхи, Господь дает нам первое и самое главное назидание: обратить внимание на то, чтобы стяжать правильный смысл жизни. Чтобы мы не забыли, не потерялись в этой жизни, нам нужно увидеть Христа, приблизиться ко Христу. А очень часто мы, подобно Закхею, становимся маленькими ростом. То есть грехи, суета, повседневные дела отвлекают нас от Бога, и мы становимся маленькими, мы становимся  незначительными в этой жизни. Настолько незначительными, что часто наш выбор заключается не в том, чтобы мы служили Богу, двигались ко спасению, а в том, чтобы служить себе. Сознательно или подсознательно мы выбираем услаждение в этой жизни. Будь то плотские услаждения, будь то богатство, будь то различные другие ценности, но все это делает нас перед Лицом Божиим и перед лицом других людей очень маленькими. Так, что мы становимся людьми, которые сами даже не могут Христа увидеть. Для того чтобы увидеть Христа, человеку нужно сделать что-то, подняться, возвыситься. И вот человек иногда спрашивает: «Как спастись? Что выбрать? Монашеский путь или мирской?» Конечно, когда в нашей жизни идет вопрос о монашестве, это, в первую очередь, идет подсознательный вопрос о прямом решении служить Богу. Если человек задается вопросом о смысле жизни, он, конечно, живет с желанием увидеть Бога, он хочет монашества, он не хочет отвлекаться другими вещами. Если человек не хочет монашества принципиально, значит, он хочет более слабого пути, не прямого, не вертикального пути к Богу, он хочет и Богу служить, и себе хорошо делать. Это не запрещено, это обычная человеческая жизнь, но дело в том, что сегодня в нашей жизни очень мало людей, которые ставят себе целью спасение. В основном, человек двигается к тому, чтобы у него все было. Чтобы было достаточно средств, чтобы были все условия, уют, чтобы ему было хорошо, чтобы ему служили, чтобы он достиг какого-то статуса по работе, каких-то должностей, каких-то званий, какого-то особо хорошего места, хорошей заработной платы. И все это входит в служение человека самому себе. И чаще всего это служение ущемляет служение Богу. И поэтому именно монашествующие, люди, которые стараются угождать Богу, чтобы не запутываться в этих сетях, в этих услаждениях, уюте и всем остальном, что дает человеку спокойствие, хорошее настроение и все прочее, такие люди исключают это, и начинают иноческую жизнь: пост, молитву, ущемление себя, отказ от каких-то привилегий, от каких-то даже нужных вещей… И все это делается для того, чтобы стяжать Христа в себе. Так вот, Великий пост – тот подвиг, который с сегодняшнего дня постепенно начинается, и заключается в том, чтобы ущемлять себя, немножко оставить то, что нам нравится, для того, чтобы увидеть Христа. Невозможно служить и Богу, и себе. Господь говорит в Евангелии, что невозможно угождать и Богу, и мамоне: мы будем одному усердствовать, а другим пренебрегать, потому что либо человек становится сам себе господином, либо он становится рабом ради Бога. Поэтому, в какой-то степени, каждый человек определяет свое отношение к Богу вот таким образом: это ущемление себя, отказ от каких-то вещей для того, чтобы приблизиться к Богу, чтобы стать тем человеком, тем Закхеем, который хотел видеть Бога. Потому что среди богатства, среди удобства, среди уюта, среди роскоши, среди всего этого невозможно увидеть Бога. Очень тяжело стяжать благородство души среди всего этого изобилия. Поэтому с сегодняшнего дня мы должны постараться понять, что наше спасение зависит от того, насколько мы будем приближаться к Богу, насколько мы с вами захотим увидеть Христа.

Сегодня мы совершили Божественную Литургию. Это особенное молитвенное состояние, особая благодать, потому что здесь, в монастыре, идет подвиг молитвы, подвиг ежедневного монашеского правила, чтение, пение молитв, служение Богу. Мы должны понимать, что та благодать, которая привлекает людей сюда, а также в другие монастыри, в другие церкви – это самое главное, что мы должны накоплять в своей жизни. Это то богатство, которое может перенестись в загробную жизнь, перенестись в вечность. Самая главная цель – научиться собирать это богатство. Пускай у нас будет нужное на потребу, пускай у нас будут дома, машины, пускай будет то, что нам нужно, но пускай вот это все уступит место нашему желанию увидеть Христа. И вот тогда будут исполняться слова Господа: «Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложиться вам». А когда мы ищем все остальное, то не достигаем ничего, тем более нечего говорить о Царствии Божием. Поэтому душа одного человека дороже всего богатства этого мира, потому что если заболеет человек, душа начнет разлучаться с телом, и очень захочется кому-то отдать все-все свое богатство, все в этом мире, то, если не будет на то Воля Божия, ничего он не сделает. Все богатство, которое есть на земле, не может спасти человека, дать ему Жизнь. Поэтому для спасения нашей души, для искупления, для обретения Христа, мы должны ущемлять себя, должны понимать, что это самое главное в нашей жизни. Если земная жизнь закончится, и мы не встретим в жизни Христа и не последуем Ему, то вся наша жизнь, сколько бы мы не прожили – 50 лет, 80 лет, 40 лет или 70, наша жизнь прошла для нас без пользы. И только в свете того, чтобы приобрести Христа, только в свете благодати Божией наша жизнь приобретает смысл.

Поэтому сегодня мы с вами вспоминаем спасение дома Закхея и делаем вывод для себя. Кто-то, может быть, уже решил, кто-то еще будет думать. Дай Бог, чтобы наша жизнь, наше служение Богу, наши дела оставили отпечаток благодати Божией, дали нам возможность наполнить земную жизнь смыслом, чтобы, перейдя в жизнь вечную, мы имели то благо, то утешение, которое имел Адам в раю: именно общение со своим Творцом, именно славословие Бога в Троице, которое есть питание ангелов и праведников и от которого человек живет вечно во Христе.

Спаси вас Господи, всех благ. Дай Бог, чтобы желание увидеть Христа каждый день в молитвах, в добрых делах и соблюдении совести никогда не было заглушено мирскими делами и мирской суетой.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 5.02.2017 (последнее изменение: 17.02.2017)
Рубрики: Проповеди