О воспитании детей

Родители и дети: идеальная православная семья

Помню как-то раз, когда я выходила со Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге, ко мне подошла женщина, внешний вид которой говорил сам за себя. Человек, потерявший смысл жизни, проводящий своё время в компаниях пьющих на улице людей. Подумалось, что она подошла ко мне за милостыней…

Сегодня много говорится о родительстве и о том, что такое идеальная православная семья. Наблюдая за просьбами, которые мне передают, накануне моих поездок на Сольбу, я обратила внимание, что самое чаще всего это просьбы о молитвах за родителей от детей и за детей от родителей.

Радостно осознавать, что мы в семьях переживаем друг за друга, стараемся поддержать друг друга молитвами. И это даже в тех семьях, которые считаются неблагополучными.

Помню как-то раз, когда я выходила со Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге, ко мне подошла женщина, внешний вид которой говорил сам за себя. Человек, потерявший смысл жизни, проводящий своё время в компаниях пьющих на улице людей. Потом уже узнала, что по возрасту это была молодая женщина, внешне выглядевшая гораздо старше своих лет. Грязная, растрёпанная, с одутловатым лицом, красным носом, беззубая и с очень красными руками, потрескавшимися от холода. Стоял поздний ноябрь. Подумалось, что она подошла ко мне за милостыней или с просьбой покурить к моему мужу. Но она попросила молитв о ребёнке – её сынишке Пете, который живёт где-то без неё. Просила подать записку о нём в храме и помолиться. И даже протягивала монетки своей сильно отмороженной рукой.

На мой вопрос, а почему не сама, или почему бы нам вместе не сделать это, она ответила, что ей стыдно, что она пьяненькая и грязная, и что Бог, наверное, давно уже от неё отвернулся. Мы поговорили, я отдала ей свои тёплые перчатки, влажными салфетками мы протёрли ей руки и лицо, перестегнули пуговицы на старом пальто, чуть почистили его автомобильной щёткой, перевернули пуховый платок наизнанку и пошли в храм вместе. И я видела, как она молилась за своего такого далёкого, неизвестно где сейчас находящегося, но близкого и очень родного ей сыночка Петеньку.

Я не знаю, как дальше сложилась её судьба. Но сила и любовь, с которой эта, как бы сказали многие, опустившаяся женщина молилась за своего ребёнка, поразили меня, и она навсегда осталась в моём сердце и в моих молитвах. Хочется верить и Петя где-то и когда-то тоже помолится за свою мать.

Осуждать никого нельзя. Мы все в этом мире впервые проходим через институт семьи и родительства.

Много говорится сейчас и об идеальной семье, и, особенно, об идеальной православной семье. И многие семейные прихожане зачастую воспринимаются людьми со стороны именно такими. И многие из этих семей сами считают себя таковыми.

С православной точки зрения, идеальная православная семья – это малая Церковь, которая помогает каждому своему члену достичь Царства Небесного. Задумаемся о смысле этих слов. Об этом говорил ещё святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Вспоминаются и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живёт, тому и спасение от семейных добродетелей», «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять».

Однако семейная жизнь приносит нам не только радости – с семьёй связаны и неизбежные трудности как внутреннего (отношения между членами семьи), так и внешнего (материальное обеспечение существования семьи) характера. Об этой стороне так отзывались святые Русской Православной Церкви: «Семья – это житейский крест для главы! – Терпи, покорствуя Господу, и всё с своей стороны делая, всё предай в волю Божию», «Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой»

Наблюдая за молитвами детей в Успенском храме Николо-Сольинского монастыря, о их чистом обращении к Богу, вспоминается учение святителя Николая Сербского, приучающего ребёнка к уважению и почитанию своих родителей, какими бы они не были:

«Сын, не гордись своими знаниями перед своим необразованным отцом, ибо его любовь стоит больше, чем твое знание. Подумай, что если бы не было его, не было бы ни тебя, ни твоих знаний».

«Дочь, не гордись своей красотой пред сгорбленной матерью своей, ибо ее сердце прекраснее твоего лица. Вспомни, что и ты, и твоя красота вышли из ее истощенного тела»

«Научись, дочь, почитать своего отца, ибо только так ты научишься почитать и всех других отцов на земле»

«День и ночь развивай в себе, сын, почитание матери своей, ибо только так ты научишься почитанию всех других матерей на земле».

Спаси Господи!

Симакова Анна Константиновна, педагог-психолог, добрый друг Николо-Сольбинского монастыря

Поделитесь с друзьями: