Семен Васильевич Добрынин

Варваринский храм 2Сегодня в нашей рубрике о храмах и ктиторах Ярославской земли мы рассказываем об одной из древнейших церквей этого края – Варваринской. Каждый русский храм, имея собственную, индивидуальную, в чем-то уникальную историю, несёт в ней типичные черты эпохи и переживает со своей страной и своим временем все те испытания, что посылаются нам свыше. Пожалуй, судьбы храмов как никакие другие схожи с людскими. Варваринский храм впервые упоминается аж в 14-м столетии. Как и все храмы той эпохи, он был деревянным. Спустя века он обретает каменный вид. В 17-18 столетиях одеваются в камень многие древние церкви.  Храм великомученицы Варвары был выстроен в камне в 1668 году.

Ктиторами в торговых городах, к коим, без сомнения, принадлежал и древний Ярославль, являлись торговые люди – гости, как их называли в семнадцатом, купцы, как стали звать их в восемнадцатом столетиях. Ктитором Варваринской Церкви Ярославля, со всеми её приделами, становится выходец из Новгорода Великого Семён Васильевич Добрынин.

Уроженец семнадцатого века, он живёт задолго до эпохи массовых разрушений домов Божиих. Но в начале тридцатых годов прошлого столетия эта печальная участь постигает и Варваринский храм. К 1932 году он будет полностью разрушен. На его месте высится сейчас жилой дом. Перед уничтожением храма с его стен были сняты уникальные фрески, выполненные в сороковых годах 18-го столетия артелью художников под руководством Алексея Ивановича Соплякова. Сейчас фрагменты их хранятся в нескольких российских музеях. А после росписи храма знаменитой на всю Русь-матушку артелью фрески поражали своей реалистичностью, четкой прорисовкой деталей и не свойственным ещё в те времена соблюдением законов перспективы. Ныне восстановлен и находится неподалёку от разрушенного и новый Варваринский храм.

Но вернёмся к истокам. Не к 14-му, но к 17-му столетию, когда церковь великомученицы Варвары была отстроена в камне на средства, завещанные ярославским гостем Семеном Васильевичем Добрыниным. Мы знаем о нем совсем не много. Он был выходцем из Великого Новгорода, откуда в 16 веке, после разорения не покорных земель Иваном Грозным, стали переселяться многие ремесленники и торговцы. Нам неизвестно, какое именно торговое дело было в Ярославле у купца Добрынина. Нам известно только, что в 19 столетии жили в Ярославле купцы хлеботорговцы, носящие эту фамилию. Суть не в этом. И даже не в том, что дела Семена Добрынина шли настолько хорошо, что хватило на постройку каменного храма с четырьмя приделами. Суть в том, что по своему духовному завещанию купец Семен Добрынин, сын Васильев оставляет немалые средства на многопредельный храм.

Освящение его состоялось спустя четыре года после кончины храмоздателя, почившего в 1668-м под именем схимонаха Сергия. Немало потрудившись в миру по торговым делам, он употребляет заработанное на строительство храма, а уйдя от мира, оканчивает свой земной путь в схиме. И подобных примеров, когда русский купец принимает монашеский постриг, достаточно много. Мы знаем об этом благодаря сонму святых, канонизированных в лике преподобных, а по происхождению или роду деятельности принадлежавших в миру к купечеству. Это и Димитрий Прилуцкий, и Павел Обнорский, и Герман Аляскинский, и сам батюшка Серафим Саровский, и постриженный в схиму с его именем Серафим Вырицкий, и целый сонм преподобномучеников из купечества, пострадавших за веру Христову в эпоху большевизма.

Божий промысел ведёт человека от трудов праведных к храмосозиданию и другим богоугодным делам, а затем, зачастую, и от мира.

Сам же Варваринский храм, как говорит нам “Путеводитель по церквам Ярославля за 1887-й год”, состоял из двух каменных церквей: “первая холодная, о двух этажах, во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, с тремя приделами: а) в алтаре, во имя святыя великомученицы Варвары, б) с южной стороны, против паперти, во имя святаго Семена Персидского и в) с северной стороны, против паперти же, во имя святаго Прокопия, Устюжского чудотворца “.

В 1715-м году “от кошта прихожан” была построена рядом зимняя тёплая церковь, освященная во имя великомученицы Екатерины, с приделом во имя Успения Пресвятой Богородицы. А спустя почти столетие именно в этом храме был крещен младенец голубых кровей, внук императора Павла, принц Пётр Георгиевич Голштейн-Ольденбургский, ставший впоследствии одним из крупнейших благотворителей Российской империи 19-го столетия.

Кобленц-Никифорова Анна Александровна, искусствовед,

постоянный лектор Николо-Сольбинского женского монастыря,

лектор Музея предпринимателей, благотворителей и меценатов в Москве,

экскурсовод паломнической службы общины Преображения Господня в Старом Беляево (Москва)

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 20.01.2019 (последнее изменение: 20.01.2019)
Рубрики: Публикации