Скорби суть сокровенная милость Божия (проповедь епископа Исилькульского и Русско-Полянского Феодосия на Крестовоздвижение)

IMG_8996Дорогие братия и сестры! Поздравляю вас с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Господь говорил иудеям, что если они не покаются, то не останется камня на камне от тех великих зданий, которые они строили. Так и произошло, спустя 70 лет после воскресения и вознесения на небо Христа Спасителя. Распявшие Христа и не покаявшиеся, они продолжали гнать христиан, 70 лет Господь ожидал их покаяния, но его не было. И пришел в Иерусалим со своими войсками римский император Тит, захватил город, разрушил его до основания и самые святые места, которые были освящены присутствием Спасителя, разрушил и осквернил. А самое главное место, Голгофу, где был Крест Господень, римляне закопали. Крест Христов и кресты разбойников были закопаны в землю, а рядом сделали искусственный холм и там поставили языческие капища, статуи бога Юпитера и богини Венеры. На этом святом месте стали совершать непотребства.

В продолжение 200 лет весь город Иерусалим был переделан, и все святые места, где ходил Спаситель, были заменены капищами и идолами. Но Господь призрел не только на тех, которые не знали Его, которые не услышали еще, но на тех особенно, которые продолжали молиться, продолжали благовествовать Евангелие Христово. Он сделал такую милость, что во время столкновений, во время войны императора Константина с Ликинием и с Максентием  (один из них правил западной частью Римской Империи, другой – восточной), во всех этих боях царь Константин просил помощи у Всевышнего, у Творца Вселенной, и ему было явление на небе Креста Христова. И он шествовал за этим Крестом и верил, что Бог ему поможет, потому что он просил у Него помощи. И когда он победил Ликиния, потом Максентия, он издал эдикт, в котором говорилось о том, что христианство наравне с другими религиями языческими стало законной религией и больше не будет гонений на христианство.

И вот после всего этого он попросил свою матерь царицу Елену поехать в Иерусалим, для того, чтобы найти именно тот Животворящий Крест Господень, на котором был распят Христос. Несмотря на то, что она была уже не в молодом возрасте, она с радостью поехала в Иерусалим. Будучи наделена большими полномочиями и богатствами, она приехала в Иерусалим и начала повсюду спрашивать, узнавать, где может находится Крест Христов, и после долгих трудов и поисков кто-то ей указал на еврея Иуду, который знал, где был закопан Крест.

И когда раскопали то место, то нашли три креста. Они не знали, как понять, какой Крест тот, на котором был распят Христос. В этот момент мимо проносили покойника, и когда приложили один из крестов к покойнику, то покойник воскрес. И стали совершаться чудеса исцелений, и люди стали стекаться отовсюду. Весть о нахождении Животворящего Креста Господня наполнила все окрестности.

Тогда Патриарх Макарий облачился в архиерейские одежды, а император Ираклий, наоборот снял с себя все царские одежды, оделся в рубище, со смирением взял Крест Христов и нес его по Иерусалиму до возвышенного места. Когда пришли на возвышенное место, Крест стали поднимать высоко, потому что людей было много и всем не было видно это знамение Крестное. Люди поднимали высоко Крест, рядом стояли Патриарх, царь и царица Елена. Когда поднимали Крест, то все люди восклицали: «Господи, помилуй!»

Это событие – воздвижение, т.е. поднимание Креста, осталось в Церкви как величайший праздник, как радостное событие нахождения того знамения Крестного, которое избавляет нас от всех врагов, от всякой напасти и дает нам силу и помощь Христову, силу Того, Который был распят на Кресте и победил смерть, победил врага рода человеческого, дьявола. И сейчас, когда мы просим: «Огради нас, Господи, силою Честнаго, Живтотворящего Твоего Креста», Господь дает силу и спасает нас от всех бед, от всех напастей и мы получая ту силу, имеем большую радость, что есть у нас такое знамение, которое является символом спасения всех людей на земле.

Но сегодня, уже спустя много веков, мы с Вами, вспоминая это великое событие, вспоминаем и распятие Господа. Поэтому сегодня за Божественной Литургией было прочитано Евангелие о том, как люди предали Христа по зависти, по ревности. Первосвященники, книжники,  фарисеи, те, которым надлежало бы привести людей ко Христу, наоборот позавидовали силе, власти, авторитету Христа и вместо того, чтобы принять Его, и всех людей собрать вокруг Него, сами возненавидели Его и распяли.

В нашей жизни сегодня каждый христианин носит нательный крест, каждый из нас совершает крестное знамение многократно во время молитвы. Мы просим помощи у Бога, мы являемся христианами, как некогда в Антиохии, были люди, которые ходили за апостолами, слушали слова Христовы и старались исполнять. Так вот и сейчас, братья и сестры, когда совершаются молебны или таинства, священник полагает на аналое не только Крест но и Евангелие. Потому что Евангелие есть научение слову Божию, а Крест есть свидетельство именно той жизни, о которой написано Евангелии. Поэтому христианин, подходя к аналою для того, чтобы приступить к какому-то таинству или обряду, видя Крест и Евангелие, должен вспоминать и понимать, что одно Евангелие не спасает, что Евангелие учит, как нужно жить, а Крест это есть сама жизнь христианина.  Поэтому Господь говорит: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Вот взять крест это как раз есть то, чтобы, научаясь заповедям Божиим, мы восприняли те заповеди, и в этом учении пребывая, мы шли за Христом. То есть не только потому, что Господь говорит в Священном Писании, в Евангелии, что любящий Меня это есть тот, кто исполняет Мои заповеди, и не каждый, кто скажет: Господи, Господи, войдет в Царство небесное, но кто будет исполнять заповеди.

Но не только заповеди, которые человек исполняет, есть исполнение воли Божией, но и все то, что встречается на его жизненном пути. Когда он принимает безропотно без недовольства, когда он с радостью принимает, благодарит Бога за все, веря в то, что все, что он получает, даже то скорбное, то неприятное, то тяжелое, что ему встречается в жизни, Господь через это ему дает благо.

Одна игумения, инокиня Анастасия, которая создала Покровский монастырь в Киеве, говорила, что скорби суть сокровенная милость Божия. И когда христианин начинает идти за Христом, то начинает понимать, что когда ему бывает легко, то не хватает силы духовной, не хватает внимания, не хватает желания быть с Богом. А когда он проходит через скорби, и переносит их, веря, что Бог ему это посылает для его же блага, то после этих скорбей или во время скорбей внимательный человек начинает понимать, что вот эти скорби, вот эти трудности помогли ему увидеть Христа и обратиться к нему.

Потому не столь великое благо пребывать без трудностей, без скорбей. Несравнимо большее благо, когда человек пребывает в скорбях, в трудностях, но с Богом. Поэтому жизнь человека, христианина такая, что когда человек пребывает в спокойствии, в тиши, его ничего не беспокоит, то он становится постепенно невнимательным, потом становится не сострадательным, потом становится не любящим ближнего, а потом становится оскорбляющим ближнего, требующим к себе внимания, требующим к себе всяких благ, почестей. Он раздражается на всяком месте. И что это за человек? А когда человек проходит трудности, проходит скорби с помощью Божией, обращаясь к Богу, постоянно подвизаясь во всех этих скорбях пребывать с Богом, и все-таки принять строну добра, такой человек очищается, становится опытным. И даже в больших трудностях, когда ему тяжело, он всякому человеку рад, он способен понять, он способен поддержать, он способен подставить плечо, он способен быть тем человеком, которого Господь мог бы послать в утешение другому скорбящему человеку. Вот здесь и начинается христианство, когда человек через скорби и трудности научился быть таким человеком. Вот в этом есть вся польза несения Креста Христова, потому что через несение этого Креста человек становится христианином.

И почему мы сегодня иногда поем: «Спаси, Господи, люди твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», а иногда некоторые христиане добавляют: «победы правосланым христианом на сопротивныя даруя». Разве можно быть человеком Божиим и не быть православным, или быть православным и не быть человеком Божиим? Когда человек живет во Христе, он и есть православный, и человек Божий, это люди Божии. И когда человек не живет по православному, не ищет исполнения заповедей Божиих, такой человек может называться православным, но на самом деле он не православный.

И мы видим на протяжении всей истории, что происходит с Церковью, что происходит внутри Церкви, когда будучи не гонима, когда никто не препятствует в исповедании Христа, никто не препятствует ходить в храм, делать добро, люди начинают сами по себе переставать ходить в храм. Люди начинают на ровном месте просто лениться, сочинять разные причины, что им плохо, что им не хочется, что им трудно, что они хотят отдыхать – и в храм не идут. На доброе дело с трудом идут или вообще не идут. А если этот человек становится во главе Церкви или во главе большой организации церковной, а он вот такой? Вот и происходит то, что происходит сегодня, когда вопреки всем канонам, одним словом или одной подписью человека, который считается православным, но не хочет жить духовной жизнью, происходят разделения, разногласия. И вот эта одна подпись или одна бумага может в какой-то далекой стране подвигнуть людей на восстание друг против друга, на кровопролитие. А человек продолжает себя называть православным и не только.

Поэтому, дорогие братья и сестры, как мы называемся здесь на земле: православными или просто христианами, – это перед людьми, но по-настоящему православный тот человек, который славит Бога через свои труды, через свои дробродетели, через свою жизнь. Поэтому, где начинается вот эта прелесть, это нарушение, это разделение? Оно начинается в нежелании следовать Христу. И если человек привыкает делать что хочет, то он со временем доходит до великих грехов и до великих ошибок. И потом остаются в истории большие ошибки и дают повод для осуждения со стороны всех людей. А начинается такое неправославие, когда человек не хочет жить, как положено: когда человек приходит в монастырь и хочет делать свою волю, когда человек живет дома и не хочет никого слушать, когда человек работает, ему говорят, как надо делать, а он хочет по-своему, хотя опыта нет, знаний нет, – вот там начинается прелесть.

И вот для того, чтобы человек был настоящим христианином, для того, чтобы он мог взять крест свой, Господь ему советует в Евангелии: «Отвергни себя». Первое условие, которое  Господь говорит человеку, желающему идти за Ним: «отвергни себя». Потому что пока человек не отвергнет свое самолюбие, свои ненужные греховные желания, свой эгоизм, он не способен взять Крест Христов. И он называется христианином, хотя по сути дела,  он хуже язычника, потому что, называясь христианином, дает повод другим думать, что он свой, что он христианин, а он разрушает Церковь изнутри.

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшний день нужно, наверное, каждому из нас пересмотреть себя, идем мы с Крестом Христовым или идем сами по себе как хотим, исполняем ли мы заповеди, в какой мере мы это делаем, или мы вообще об этом не думаем? Может быть, мы думаем, чтобы нам было хорошо, тепло, уютно, чтобы нас все любили, заслужено или не заслужено – без разницы, главное, чтобы было это утешение? А человек, который начинает идти за Христом, который отвергается себя каждый день, каждую минуту когда есть выбор, потому что вся жизнь человека это выбор, и каждый раз, когда он выбирает лучшее, выбирает духовное, выбирает Христа, – он немножко страдает. И когда он научается через эти страдания все таки быть с Богом, то он ищет страдания, он любит страдания, он благодарит Бога за страдания, потому что придет время, когда он только это и вспомнит. Ни один умный человек в конце жизни не вспоминает, как ему было хорошо. Он всегда вспоминает, как он перенес какие-то трудности, и, если ему удалось с помощью Божией нести их достойно, то он радуется. Только человек безумный или слабоумный может хвалиться, что он жил за счет кого-то, и делал большие преступления, и его никто не достал. А человек Божий радуется, когда он перенес большие трудности, большие скорби ради Христа, и достиг мира Божия, любви к Богу, к людям – состояния именно православного человека.

Поэтому, братия и сестры, поздравляю вас с этим великим праздником воздвижения Креста Господня, и желаю себе и вам чтобы Господь воздвиг Крест Свой над нами, чтобы этот Крест был знамением нашего спасения, и мы всегда видели над собой Крест Христов и шли всегда совершенствуясь от силы в силу, пока не достигнем Христа в вечности. Аминь.

Поделитесь с друзьями:
Дата публикации: 28.09.2018 (последнее изменение: 28.09.2018)
Рубрики: Проповеди