Сольбинская весточка № 198

Выпуск № 198 от 3 февраля 2019 г.

Тема номера: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще»

 

По благословению Настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря

игумении Еротииды

Дорогие Сольбинцы!

Такими словами начинается каждый из номеров нашей газеты. Этим приветствием мы объединяем в одну добрую и дружную семью всех наших дорогих читателей, тех, кто уже побывал в Николо-Сольбинском монастыре, и тех, кто только мечтает об этом и живет в ожидании удивительных впечатлений от поездки в обитель, кого связывают с монастырем светлые воспоминания и теплые чувства, душевная забота о нем и желание во всем помогать.

«С терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

взирая на Начальника и Совершителя веры – Иисуса» (Евр. 12:1-2)

Мы призваны идти непреклонно по пути, указанному нам Господом. Часто мы начинаем хорошо, пускаемся бодро в путь и проходим успешно несколько шагов; но этого еще недостаточно. Решившись следовать за Господом, нам необходимо продолжать наш путь с таким же усердием, с каким мы его начинали. Нередко говорят, что во всяком деле первый шаг самый трудный. Без сомнения, он требует от нас большой решимости, которая не всегда легко дается; но, быть может, еще труднее и еще необходимее постоянная выдержка в протяжении всего пути.

Ранней весной деревья покрываются почками, из них образуются листья, зарождается цвет, обещающий плод; но не все почки достигают полного расцвета. Так и наши благие начинания не всегда достигают развития, не всегда доводятся до конца. Будем помнить, что должны подвигаться вперед, ежедневно и ежечасно, движимые твердым упованием на нашего Божественного Вождя, от Которого мы не должны никогда отводить наш уповающий взор.

Будем взирать на Него непрестанно, с полной уверенностью, что Он совершит за нас все то, что нам не под силу, лишь бы мы продолжали путь наш с терпением, не унывая, не уклоняясь, несмотря ни на какие препятствия.

Следя издали за плавающим кораблем, мы не можем видеть, кто им управляет, но правильный его ход указывает на то, что он несется не один и что ведет его твердая, искусная рука. И наша жизнь, если потечет с постоянством и терпением, самоотвержением – вся к одной небесной цели, то явно станет, что в нас невидимо действует Божественная сила, что Дух Божий обитает в нас и ведет нас, шаг за шагом, по всему предлежащему нам поприщу.

Из книги «День за днем» неизвестного православного священника,

которую читала в ссылке в Тобольске

императрица-мученица Александра Федоровна

СЛОВО БОЖИЕ

«Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие». (Святитель Игнатий Брянчанинов)

Молитва перед чтением Евангелия

«Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря:

Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18-19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое». (Преподобный Ефрем Сирин)

Воскресное Апостольское чтение

АПОСТОЛА ПАВЛА ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ
(глава 11, стихи 33-40; глава 12, стихи 1-2)

Церковнославянский Синодальный
11:33 и́же вѣ́рою побѣди́ша ца́рствiя, содѣ́яша пра́вду, получи́ша обѣтова́нiя, загради́ша уста́ льво́въ, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
11:34 угаси́ша си́лу о́гненную, избѣго́ша о́стрея меча́, возмого́ша от не́мощи, бы́ша крѣ́пцы во бране́хъ, обрати́ша въ бѣ́гство полки́ чужди́хъ: угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
11:35 прiя́ша жены́ от воскресе́нiя ме́ртвыхъ сво­и́хъ: ині́и же избiе́ни бы́ша, не прiе́мше избавле́нiя, да лу́чшее воскресе́нiе улуча́тъ: жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
11:36 друзі́и же руга́нiемъ и ра́нами искуше́нiе прiя́ша, еще́ же и у́зами и темни́цею, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
11:37 ка́менiемъ побiе́ни бы́ша, претре́ни бы́ша, искуше́ни бы́ша, убі́йствомъ меча́ умро́ша, проидо́ша въ ми́лотехъ [и] въ ко́зiяхъ ко́жахъ, лише́ни, скорбя́ще, озло́блени: были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
11:38 и́хже не бѣ́ досто́инъ [ве́сь] мíръ, въ пусты́нехъ скита́ющеся и въ гора́хъ и въ верте́пахъ и въ про́пастехъ земны́хъ. те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
11:39 И сі́и вси́ послу́шествани бы́вше вѣ́рою, не прiя́ша обѣтова́нiя, И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
11:40 Бо́гу лу́чшее что́ о на́съ предзрѣ́вшу, да не безъ на́съ соверше́нство прiи́мутъ. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
12:1 Тѣ́мже у́бо и мы́, толи́къ иму́ще облежа́щь на́съ о́блакъ свидѣ́телей, го́рдость вся́ку {бре́мя вся́ко} отло́жше и удо́бь обстоя́телный грѣ́хъ, терпѣ́нiемъ да тече́мъ на предлежа́щiй на́мъ по́двигъ, Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
12:2 взира́юще на нача́лника вѣ́ры и соверши́теля Иису́са, и́же вмѣ́сто предлежа́щiя ему́ ра́дости претерпѣ́ кре́стъ, о срамотѣ́ неради́въ, о десну́ю же престо́ла Бо́жiя сѣ́де. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Воскресное Евангельское чтение

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ
(глава 18; стихи 35:43)

Церковнославянский Синодальный
18:35 Бы́сть же егда́ прибли́жишася во иерихо́нъ, слѣпе́цъ нѣ́кiй сѣдя́ше при пути́ прося́: Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
18:36 слы́шавъ же наро́дъ мимоходя́щь, вопроша́ше: что́ у́бо е́сть се́? и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
18:37 Повѣ́даша же ему́, я́ко Иису́съ назаряни́нъ мимохо́дитъ. Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
18:38 И возопи́, глаго́ля: Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
18:39 И предъиду́щiи преща́ху ему́, да умолчи́тъ: о́нъ же па́че мно́жае вопiя́ше: Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
18:40 Ста́въ же Иису́съ повелѣ́ привести́ его́ къ себѣ́: прибли́жшуся же ему́ къ нему́, вопроси́ его́, Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
18:41 глаго́ля: что́ хо́щеши, да ти́ сотворю́? О́нъ же рече́: Го́споди, да прозрю́. чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
18:42 Иису́съ же рече́ ему́: прозри́: вѣ́ра твоя́ спасе́ тя. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
18:43 И а́бiе прозрѣ́, и вслѣ́дъ его́ идя́ше, сла́вя Бо́га. И вси́ лю́дiе ви́дѣвше возда́ша хвалу́ богови. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПОУЧЕНИЕ

неделя 31Текст печатается по уникальному изданию XVIII века «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни» хранящемуся в Николо-Сольбинском женском монастыре, которое читается на праздничных и воскресных трапезах. Издание является библиографической редкостью, с Екатерининских времен не переиздавалось. Сейчас поучения публикуются на нашем сайте впервые за 250 лет. Подробнее об этой книге можно прочитать в статье: «250 лет спустя, или Что читают за трапезой на Сольбе».

ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ 31 ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Предидущии прещах ему, да не умолчит. (Лк.18:39)

Слепец, описуемый в нынешнем Евангелии, был в самом беднейшем состоянии. Он, кроме того, что слепота его была причиною бедности, не находил себе никакого утешения, чтоб успокоить свой дух. Ибо праздность, к которой он принуждаем был, не допускала его вкушать утешений, которые наполняют дух человека сознающего, что он в жизни своей чрез труд полезен многим. Коль чувствительны удары, которые поражали его благородство, что он был одолженным всем? Не довольно ль было сие привесть других в жалость о таковом его состоянии, тем паче, что он бы, приняв зрение, и их споспешествовал благополучию? (Читать полностью…)

СОБЫТИЯ

20190128_101220XXVII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

28-29 января игумения Еротиида с сестрами приняла участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность».  

Пленарное заседание направления состоялось в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре города Москвы и прошло под председательтвом архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В ходе заседаний, семинаров и круглых столов обсуждались такие актуальные вопросы современной монашеской жизни как свобода и ответственность монашествующих в свете святоотеческих творений, монашеские обеты и свобода личности, трудности современных молодых послушников и пути их преодоления.

31 января сестры монастыря приняли участие в Торжественном акте, посвященном 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви и Патриаршей интронизации 2009 года в Государственном Кремлевском Дворце. Мероприятие прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этим Торжественным актом было ознаменовано закрытие XXVII Международных Рождественских образовательных чтений 2019 года.

Пресс-служба Николо-Сольбинского женского монастыря

ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА

Рождество в Царской семье, Катя Смирнова, 16 летЦАРСКАЯ СЕМЬЯ – ВЕРНОСТЬ БОГУ, РОССИИ И ДРУГ ДРУГУ

Подвиг царственных страстотерпцев – Царя Николая II и его семьи – заставляет нас вспомнить первых святых, канонизированных Русской православной Церковью – благоверных князей Бориса и Глеба.

Будущий царь Николай II появился на свет в день памяти древнего святого – Иова Многострадального, а назван был в честь Николая Чудотворца. Обоим святым он старался подражать с детства. День Николай II начинал и заканчивал молитвой. Победоносцев, учитель Николая II, внушал ему, что русский народ, Православная Церковь и царь должны составлять одно целое и Царь, как помазанник Божий, будет отвечать за свой народ перед Богом.

Когда же Николай II обручился с принцессой Гессенской, он убедил супругу принять православную веру, говоря ей: «Когда вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, – Вы их полюбите, и ничто не будет нас разделять». Всей душой полюбила Александра Федоровна (так звали принцессу Алису Гессенскую, после крещения) православие, она говорила: «Твоя страна будет моей страной, твой народ – моим народом, и твой Бог – моим Богом». (Читать полностью…)

МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ

monasterium.rui_003ЦЕЛЬ, ЦЕЛИ И НЕПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ
Митрополит Афанасий Лимассольский

Обычно у человека есть цели, большие или маленькие, далекие или ближайшие, которые могут быть достигнуты в самом скором будущем, или совсем незначительные. Но есть люди, у которых нет целей в жизни. Однако считается, что человек сотворен так, чтобы иметь цели. Почему же так? Потому что мы верим и читаем в Священном Писании, что человек был создан Богом, знаем, что Бог не делает чего-то случайно, и человека Он сотворил не случайно, и что человек не просто так появился на свет. Случайно сделать можем что-то мы, но не Бог. То, что делает Бог, является совершенным в своем замысле и воплощении, совершенным в своей цели. Все дела Божии совершенны. И человек, являющийся самым совершенным творением Божиим, имеет цель и причину, ради которой он создан…

Цель часто может быть красивой, но будет развенчана, если она несовершенна: несовершенная цель всегда обманывает и разочаровывает. Такова человеческая природа: она не может быть удовлетворена чем-либо ложным и несовершенным, смертным и преходящим; все это не может нас удовлетворить. Человек может быть удовлетворен только тем, что продолжается, что не умирает. (Читать полностью…)

ХРАМОЗДАТЕЛИ ЗЕМЛИ ЯРОСЛАВСКОЙ

image-5ПЕРЕСЛАВСКИЕ КУПЦЫ-ХРАМОЗДАТЕЛИ

Мы продолжаем рассказ о почитании купечеством святителя Николая и возведении посвящённых ему храмов и монастырей на Ярославской земле. В преддверии празднования Пасхи Христовой и Николы Вешнего, Великим постом мы планируем серию статей о Никольских храмах самого Ярославля. Напомним, что город этот в старину называли городом семи Николаев. Впрочем, в этом нет ничего необычного и удивительного. Николай Угодник, “теплый наш заступник и везде в скорбех скорый помощник” был очень любим и почитаем всем русским народом. Только одну улицу града Первопрестольного – древней Москвы, её старый Арбат, называли улицей трех Николаев. Там действительно не одно столетие возвышались, помимо других, три храма, освященных в честь Николая Угодника. Ни один из них не дожил до наших дней, все они, красивейшие и намоленные, стали жертвой безбожной власти. Но жива память о них, сохранились изображения (как и уничтоженных ярославских храмов), и сегодня мы ведём наш рассказ именно о Никольских храмах. В следующий раз поговорим уже о самой Сольбе, а в данной статье – о почитании купечеством святителя Николая и монастырском строительстве на землях Переславля Залесского. (Читать полностью…)

РУБРИКА ОТЦА МИХАИЛА (ЧЕПЕЛЯ)

IMG_1181ЧТО ЧИТАТЬ?

– Ваши беседы зародили во мне желание позна­комиться с трудами учителей Церкви и духовных писателей. Что Вы порекомендуете прочитать?

– Труды учителей Церкви – святителей Ва­силия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста – читать достаточно сложно, потому что их труды наполнены отсылками к текстам, непонятным читателю, не имеющему специ­альной подготовки. Например, Иоанн Златоуст широко использует не только библейские цита­ты, но и как бы «вскользь» упоминает многие события Ветхого и Нового Завета в расчете на то, что читателю это все хорошо знакомо. По­этому начинать знакомство с православной ли­тературой с трудов учителей Церкви не стоит: может возникнуть непонимание, и человек не захочет читать и другие книги, более для него доступные, под предлогом, что «непонятно». (Читать полностью…)

РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ

Родителям

IMG_7528

ДЕЛО УЧИТЕЛЯ СВЯЩЕННО

Настоящий учитель – великое дело, особенно в наши дни. Дети – они как чистые магнитофонные кассеты. На них могут быть записаны или похабные песни или дивные византийские песнопения. Дело учителя священно. На учителе лежит великая ответственность, и если он будет внимателен, то может получить от Бога великую мзду. Его долг – стараться научить детей страху Божию. Педагоги должны находить способы доводить до детей какие-то знания о Боге и об Отечестве. Пусть они сеют семя. Не видят, как оно прорастает? Ничего. Ничто не проходит бесследно – придет время и семя прорастет.

И пусть они всегда ведут себя с детьми по-доброму, со снисхождением, с любовью. Пусть стараются разбудить в детях любочестие. Ребенок хочет любви, тепла. Многие дети совершенно лишены этого у себя дома. Если учителя полюбят детей, то и дети их тоже полюбят. И тогда учителям будет легче делать свое дело. Наш учитель, когда мы шалили, мог высечь нас прутом. Но он любил детей, и дети его тоже любили. Своих детей у этого человека не было, и он очень любил детей.

Поэтому достойны похвал те родители, которые, рождая много детей, становятся многодетными отцами и матерями, но еще больших похвал достойны те настоящие педагоги, которые возрождают великое множество детей и становятся «премногодетными» отцами и матерями. Они дают обществу возрожденных людей, и таким образом общество становится лучше.

Старец Паисий Святогорец «Слова», т. 1.

______________________

Детям

5 (2)Серия: ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА
(читать об этой серии)

СОГЛАСИЕ

Эмилия, Шарлотта, Юлия и София жили у своей учительницы, которая любила их так нежно, как родных своих детей.

Теона (так называлась учительница) ничего столько не желала, как чтобы воспитанницы ее были добродетельны и счастливы, услаждали бы друг другу забавы свои взаимной любовью, и наслаждались бы спокойно всяким удовольствием.

С несказанной радостью видела она добрый успех своих наставлений и своего примера. Из всех ее поступков, когда она их награждала, прощала или наказывала, видна была любовь. Маленькие питомицы ее начинали быть самыми счастливейшими детьми в свете. Они были снисходительны к недостаткам друг друга, прощали взаимно небольшие обиды, делили между собою всякое удовольствие, и не могли жить одна без другой.

Но как легко забывают дети способы к своему счастью, хотя и узнают уже их! Сколь великое для них благополучие, когда непрестанно бывают они под добрым присмотром! (Читать полностью…)

ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА

* * *
Блаженны мы, когда идем
Отважно, твердою стопою
С неунывающей душою
Тернистым жизненным путем;
Когда лукавые сомненья
Не подрывают веры в нас,
Когда соблазна горький час
И неизбежные паденья
Нам не преграда на пути,
И мы, восстав, прах отряхая,
К вратам неведомого края
Готовы бодро вновь идти;
Когда не только дел и слова,
Но даже мыслей чистоту
Мы возведем на высоту,
Все отрешаясь от земного;
Когда к Создателю, как дым
Кадильный, возносясь душою,
Неутомимою борьбою
Себя самих мы победим.

Великий князь Константин Романов

МОНАСТЫРСКИЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Строительство храма Святителя Николая. В Николо-Сольбинском монастыре возводится храм в честь святителя Николая и святых Царственных Страстотерпцев. Паломники и гости монастыря получили возможность внести именное пожертвование на его строительство. Первые памятные сертификаты уже выданы тем, кто украсил свое посещение святой обители добрым делом – участием в строительстве храма, посвященного великому угоднику Божию – святителю Николаю Чудотворцу. Испокон века храмы на Руси строили всем миром, традиционной формой благотворительности были пожертвования «на кирпичик». Предлагаем поучаствовать в возрождении этой доброй благочестивой традиции. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь». Каждому жертвователю выдаётся памятный сертификат благотворителя, который может стать прекрасным подарком Вашим близким, свидетельством молитвенной помощи и заботы о них. Имя обладателя сертификата вносится в специальный синодик для вечного поминовения за Божественной Литургией. Сделать пожертвование (от 1000 р. – 1 имя) на именной кирпич Вы можете, перечислив денежные средства на банковский счет монастыря с пометкой в назначении платежа: «Именной кирпич – ФИО», например: «Именной кирпич – Лебедев Сергий Владимирович, Морозова Елена Николаевна». Укажите точный почтовый адрес, чтобы мы могли выслать Ваш Памятный сертификат благотворителя.      

ЖДЕМ ВАС

  • Наш адрес: 152030 Ярославская обл., Переславский р-н, местечко Сольба, Николо-Сольбинский женский монастырь
  • Наш сайт: www.solba.ru
  • Электронная почта: solba@solba.ru
  • Телефон: 8-915-970-24-74
  • Присылайте Ваши статьи, рассказы, стихи, рисунки на разные темы. Ваше слово да будет в прославление Господа, Божией Матери и святых. Слово, которое направит людей на доброе и светлое, многим откроет другой мир настоящих человеческих ценностей. Ваше слово – это апостольский труд, проповедь. Это лепта бедной вдовицы, которая для Бога была дороже всех остальных сокровищ… Ждем Ваших писем по адресу: pressa@solba.ru

__________________________________________________________________

Главный редактор – Игумения Еротиида

Поделитесь с друзьями: